Как обустроить мансарду?



Как создать искусственный водоем?



Как наладить теплоизоляцию?



Как сделать стяжку пола?



Как выбрать теплый пол?



Зачем нужны фасадные системы?



Что может получиться из балкона?


Главная страница » Энциклопедия строителя

содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2]

страница - 0

Закономерности проявления эмоционально-психологической амплитуды в драматургическом тексте

Свиридова Л.К. (sviridov k@hotmail.com)

Московский государственный областной университет

В своей работе мы исходим из того, что на уровне речи раскрытие содержания художественного текста (в частности драматического) как речевой единицы непосредственно связано с принципом эмоциональности. Дело в том, что последний, нарушая логику композиционного построения сюжета оказывается в оппозиции с лингвистической категорией тождества. Эмоциональность как чувственно-сенсорное явление, свойственное человеческой натуре в целом, опережает проявление волеизьявления. При этом эмоциональность в рамках композиционной структуры текста обычно используется автором как тот фактор сюжетной перспективы, который психологически способствует заинтересованности зрителя при ознакомлении с перспективно разворачивающимся содержанием текста. Действие пьесы по ходу своего развития подводит зрителя или читателя к определенному восприятию речевой ситуации, но сюжетная перспектива допускает такой неожиданный поворот событий, который непременно вызывает всплеск эмоциональности, свидетельствующий, с одндй стороны, о неподготовленности зрителя к перходу на подбный поворот событий, а с другой стороны, указывает на то, что психологически здесь необходим определенный временной период, позволяющий человеку выйти из этого неожиданного положения.

Дело в том, что восприятие драматургического текста предполагает синхронное сопереживание, то есть неослабленное следование зрителя за ходом сюжетной линии, а это означает необходимость держать весь зал в неослабевающем внимании при обязательном, но своеобразном соучастии с развитием действия. Последнее возможно только при условии, если зритель, наряду с заинтересованностью в содержании пьесы, получает от


исполняющих действие лиц необходимый заряд эмоциональной энергии, который как бы втягивает аудиторию, то есть весь зрительный зал, в сферу разворачивающихся событий.

Именно поэтому, как мы полагаем, эмоциональные речевые ситуации выступают в произведениях драматического жанра ведущими.

На основании рассмотренного нами предпринята попытка провести внутреннее разделение драматургического текста на эмоционально психологические ситуации. Называя такие ситуации эмоционально-психологическими, мы исходим из того факта, что эмоции - это особое субъективно-психологическое состояние человека, в момент которого он подвержен влиянию экспрессии, которое отражается на формировании речевых комплексов.

Дело в том, что эмоционально-психологическое разделение не совпадает с сюжетно-структурным разделением на сцены и тем более на мизансцены. Эмоционально-психологическое разделение формирует не столько структурное, сколько семантическое построение сюжета, то есть эмоционально-психологический фактор лежит в основе внутреннего каркаса произведения. Он является, с одной стороны, элементом, разделяющим внутреннюю канву сюжета, но, с другой стороны, именно он - то есть именно эмоционально-психологический фактор, является элементом, который связывает действие воедино.

Формой его проявления является эмоционально-психологическая амплитуда внутри эмоционального комплекса, которая находит свое окончательное выражение путем соединения всех речевых комплексов: эмоционального, нейтрального, итогового воедино. Таким образом, получается структурно-семантическое построение, формирующее различные речевые ситуации от минимальной до текстологической.

Данная амплитуда по существу является эмоционально-психологической, поскольку ее действие основано на эмоциональном


состоянии говорящего, а ее выражение определяется психологической оценкой действия..

В ней наблюдаются три основные фазы:

1.Экспрессивная. Вначале,сразу после эмоционального всплеска, ее напряженность наиболее высокая, данная амплитуда замедленна, то есть она представляется в виде заторможенной по времени своего высказывания. И при этом она имеет явно прерывистый характер с обрывавшейся незавершенной фразой типа ""What?", "Ah!", "No!"

2.Разъясняющая. Напряженность первой фазы во второй фазе снижается и постепенно переходит в объяснительную ситуацию, которая имеет все более и более сниженный и убыстряющий характер, который приближает ее к нормальному темпу речи.

3.Завершающая. По мере отхода от начальной экспрессии выражения высота тона теряет свою эмоциональную нагрузку, накал ее истощается и речь приобретает естественный характер, подготавливая эмоциональный тип речевой ситуации к постепенному переходу в нейтральный.

Начальным моментом этой амплитудыв тексте являются сенсаты .После появления сенсата следует голосовой ступор. Это явление объясняется тем психологическим состоянием эмоционального стресса, который захватывает говорящего и не дает ему возможности продолжать речь в обычном речевом темпе.Происходит резкий сбой ритма. Это во-первых.

Во-вторых, появляются паузы, которые указывают на разрыв плавности течения речи типа.

В-третьих, может наблюдаться введение непроизвольно произнесенных слов типа: "Hm,really? Dear me! etc".

В-четвертых, возможны фонетически непредусмотренные заикания, выражающиеся в подборе слов и пунктуационно в тексте

При этом главной отличительной чертой, которая присуща речевому рисунку после эмоциональной нагрузки является замедленность в темпоральном промежутке. Замедлениение темпа речи оказывается




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2]

© ЗАО "ЛэндМэн"