Как обустроить мансарду?



Как создать искусственный водоем?



Как наладить теплоизоляцию?



Как сделать стяжку пола?



Как выбрать теплый пол?



Зачем нужны фасадные системы?



Что может получиться из балкона?


Главная страница » Энциклопедия строителя

содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3]

страница - 0

Ключевые компетенции как основа устойчивого конкурентного преимущества предприятия

Белякова Г.Я., Сумина Е.В. (KatrinSV@yandex.ru)

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева

Информационно-технологическая революция последней четверти XX века значительно усложнила условия конкуренции, явилась мощным импульсом трансформации экономической сферы общества. Новая экономика ведет к ликвидации географических и национальных границ экономического пространства, ускорению процессов обмена информацией, новейшими технологическими и управленческими знаниями, либерализации финансовых потоков, увеличению давления конкуренции в целях проникновения на новые рынки. Доминирующим фактором становится глобализация. Это приводит, одновременно, к расширению возможностей для достижения успеха и увеличению риска потери позиции в конкурентной борьбе. Для реализации позитивного эффекта необходима новая концепция стратегического развития предприятий.

Никогда еще проблемы влияния процессов глобализации, создания основ информационного общества на конкурентоспособность промышленных предприятий России не ставился так остро. Перспективы успешного развития российской промышленности зависят от того, какая из стратегий будет выбрана — сырьевая или инновационная, на каких факторах конкурентоспособности будет сделан акцент в стратегическом развитии отечественных промышленных предприятий — факторах, обеспечивающих временный эффект удержания рыночного первенства или факторах устойчивого конкурентного преимущества компании.

Высокий уровень развития информационных и телекоммуникационных технологий привел к ускорению процессов внедрения и распространения, копирования конкурентами новых наукоемких технологий, и других каких-либо научных разработок. Успешность стратегического развития современного промышленного предприятия, его роль "интеллектуального лидера" в отрасли, в этой связи, во все большей мере определяется внутренними трудно имитируемыми конкурентами нематериальными ресурсами, эффективностью использования интеллектуально-творческого потенциала персонала, уникальностью организационных знаний,организационных систем,

применяемых технологий, формированием и развитием ключевых компетенций предприятия как факторов устойчивого конкурентного преимущества.

Главным ресурсом стратегического развития компании в условиях "новой экономики" ("экономики знаний") становятся ни внешние статичные, природные и социальные благоприятствующие развитию компании факторы, являющиеся традиционными для индустриального общества, а интеллектуальный капитал, креативный потенциал персонала, уникальные организационные знания,


инновации на всех стадиях создания товара до движения его от производителя к потребителю. В этой связи, уточнено определение устойчивого конкурентного преимущества компании как постоянное (за счет динамики функциональных свойств) превосходство над конкурентами по ряду следующих признаков продукции: потребительская ценность, уникальность, новизна.

Анализ эволюции теоретических подходов к источникам и критериям устойчивого конкурентного преимущества (Портера М., Х. Итами, А.М. Бранденбургера и Б. Дж. Нейлбаффа, Дж. Ф. Мура, Т. Питерса и Р. Уотермена, И. Ансоффа и др.) показал, что наиболее эффективная в современных условиях концепция — это концепция ключевых компетенций, предложенная Г. Хамелом и К.К. Прахаладом, так как данная концепция является основой "интеллектуального лидерства" компании в отрасли, опережающего создания, удержания и развития специфических, трудно имитируемых конкурентами источников устойчивых конкурентных преимуществ предприятия в современных условиях — ключевых компетенций [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Факторы конкурентного преимущества предлагается разделять по критерию устойчивости конкурентного преимущества:

-факторы, обеспечивающие устойчивые конкурентные преимущества — это управляемые, трудно имитируемые конкурентами параметры внутренней среды предприятия, развитие которых обеспечивает следующие признаки продукции: потребительская ценность, уникальность, новизна;

-факторы временного конкурентного преимущества — это легко имитируемые конкурентами, либо "случайные" благоприятные для развития предприятия параметры внешней среды.

Представленные факторы имеют сущностные различия и определенные взаимосвязи (рисунок 1).

Преобразование факторов временного конкурентного преимущества в неотъемлемые элементы долговременного стратегического успеха компании происходит на основе сложного взаимодействия факторов, обеспечивающих устойчивые конкурентные преимущества (ключевых компетенций).

В экономической литературе понятие "ключевые компетенции" связывается ведущими исследователями (Гари Хамел, К.К. Прахалад , Дэвид Кэмбел, Джордж Стоунхаус, Б. Хьюстон, Джон ван Маурик, Kay J., Kenneth Andrews и др) с набором взаимосвязанных навыков, технологий, умений, знаний, их уникальностью. Гари Хамел и К. К. Прахалад выделяют следующие признаки ключевых компетенций [3, с.178-184]:

-Ценность для потребителя. Ключевая компетенция должна вносить наибольший вклад в воспринимаемую потребителем ценность, повышать значимость продукта в восприятии потребителя. То, что ключевая компетенция должна вносить существенный вклад в потребительскую ценность, не означает, что клиент способен понять сущность ключевой компетенции. Покупатели воспринимают сами преимущества, удобства, выгоды, а не технические и организационные аспекты, которые их создают. Производственные компетенции, которые приводят к ощутимому снижению издержек, можно также считать ключевыми, даже если покупатель получает мало или вообще никаких ценовых выгод от них..


-Дифференциация конкурентов. Чтобы обладать качествами ключевой компетенции, навыки и умения должны быть уникальными. Это не означает, что они должны принадлежать только одной компании. В этой связи, не следует называть ключевым любой навык, распространенный во всей отрасли, если уровень этого навыка в отдельной компании не превосходит среднеотраслевой. У любого предприятия имеется ряд навыков и способностей, необходимых для вхождения в отрасль, но не создающих значительную конкурентную дифференциацию компаний. Конкретная компетенция, уже присутствуя во всей отрасли, может быть недостаточно развитой. Такую компетенцию можно расценивать как потенциально ключевую, если имеются возможности для ее развития.

-Кругозор. Ключевые компетенции обеспечивают переход к будущим рынкам, обеспечивают компании возможность проникнуть на рынок и успешно конкурировать на нескольких рынках. Ключевые компетенции требуют абстрагирования от внешних параметров традиционного продукта и формирования концепции нового продукта.

С нашей точки зрения, необходим более широкий подход к определению "ключевых компетенций" промышленного предприятия как объекта управления и основы устойчивого конкурентного преимущества. Мы считаем необходимым выделить следующие признаки ключевых компетенций (таблица 1) [[7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15]].

_Таблица 1 — Признаки ключевых компетенций как объекта управления

Выделяемые признаки__Ключевые компетенции как объект управления_

Носители

ключевых компетенций

Персонал, обладающий соответствующими знаниями, умениями, навыками и мотивациями

Необходимая инфраструктура развития ключевых компетенций

Взаимосвязь человеческого и организационного (структурного) капитала: особых навыков, умений персонала и инновационных технологий, коммуникационных и информационных систем предприятия, корпоративной культуры и других элементов

Критерии развития ключевых компетенций промышленного предприятия

Рост потребительского (рыночного) капитала, удовлетворенность и лояльность клиентов, инвестиционная привлекательность компании

Носители

ключевых компетенций

Персонал, обладающий соответствующими знаниями, умениями, навыками и мотивациями

Мы предлагаем определять ключевые компетенции как не имитируемые конкурентами параметры внутренней среды, базирующиеся на основе эффективного взаимодействия элементов человеческого и организационного капитала, преобразующие факторы временного конкурентного преимущества и обеспечивающие рост рыночного капитала на основе формирования устойчивых

конкурентных преимуществ предприятия.




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3]

© ЗАО "ЛэндМэн"