Как обустроить мансарду?



Как создать искусственный водоем?



Как наладить теплоизоляцию?



Как сделать стяжку пола?



Как выбрать теплый пол?



Зачем нужны фасадные системы?



Что может получиться из балкона?


Главная страница » Энциклопедия строителя

содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3]

страница - 1

Историко-логический метод заставляет нас представить следующие направления в русской философии: материализм 60-х годов Х1Х века и русских позитивистов (мы опираемся на классификацию Н. Лосского ). Проповедниками материализма в России были М.А. Бакунин, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, И.М, Сеченов, а к позитивистам, Н. Лосский относит, П.Л. Лаврова, Г.Н. Вырубова, Н.К. Михайловского и др.. Самобытностью русской мысли является этико-гуманное содержание антропологической проблематики. Так, у Д. Писарева мы находим мысли об истинно свободных людях, которые в силу развития собственной личности заинтересованы в том, чтобы помогать друг другу, не нуждаясь в насильственной государственности. Следовательно, все взаимоотношения людей выстраиваются на принципах гуманного эгоизма, а все общество в целом должно состоять из свободных союзов свободных общин. Н. Чернышевский был более категоричным и в вопросах этики, в которой он придерживался позиции «разумного эгоизма». Разумная личность понимает, что ее личное благополучие должно сочетаться с общим. «Писарев объяснял поведение людей побуждениями эгоизма и проповедовал освобождение личности от любого рода принуждения. Согласно Писареву, делать добро - значит быть полезным народу и получать удовольствие от такой деятельности, т.е. выполнять работу свободно, без принуждения со стороны власти, и таких понятий, как чувство долга и т. д..» (7, 71). В этом проявляется гедонистическая сущность этого направления: культурный человек должен испытывать удовольствие и от нравственных поступков, что, вне сомнения, приводит его к состоянию личного достоинства.

Особое место в развитии русской философии занимает учение Н.Ф. Федорова, которое имело огромное влияние на развитие взглядов В. Соловьева. «Федоров связывает свое учение с христианством, в частности с православием как религией, которая придает особую ценность идее воскресения (пасха) и вечности жизни. Долг человека - достижение сверхнравственности, осуществление синтеза теоретического и практического разума и становление. К ним примыкает и П. Лавров, указывающий, что человеку присуще врожденное стремление к удовольствию. В то же время и с разумом всеобщего» (7, 87).

Мы особо подчеркиваем данную черту учения для того, чтобы понять глубину проникновения в сознание русского народа христианских представлений о жизни на Земле и жизни после смерти. Это проявилось в массовой традиции празднования пасхи даже во время советской власти. Духовность, можно сделать вывод, всегда стояла на первом месте в ряду ценностей человеческой жизни у славянских народов, которые, как указывалось ранее, смогли опереться в своем развитии как на восточные, так и на западные культурные истоки. Дух создает тело человека, указывает Федоров, который любит Бога больше, чем самого себя, и всех ближних, как себя самого.

Наибольший интерес для нас имеет философия В. Соловьева, которую, по общему мнению, следует назвать философией вечной женственности. Эту философскую концепцию можно охарактеризовать как гносеологию действительности как целого с непременным обращением к конкретности метафизического уровня познания. Одной из главных идей В. Соловьева является идея осуществления Софии, муд-


рости Бога в мире посредством христианской теософии, т.е. через познание Бога и его отношения к миру. Любая вещь познается в ее отношении к целому, которое понимается философом как всеединство. Принцип всеединства - разум, на основе которого происходит познание действительности. «Однако разум в качестве принципа корреляции всего в единстве и является только формой истины. Таким образом, отвлеченный рационализм бессилен познать истину»(7, 109). В данном случае В. Соловьев неоднократно подчеркивает, что догматический рационализм не в состоянии объяснить, как субъективное мышление сообщает нам о существовании объективного мира. А истина есть сущее, всеединое, которое содержится во всем и в то же время является конкретностью, содержащей все в себе самой. Истина - это абсолютная ценность, которую возможно познать лишь в ситуации вхождения в область существующего единства всего того, что есть, т.е. абсолюта. Возникает проблема, а доступно ли это человеку? Абсолютное как всеединство не может быть всецело внешним по отношению к познающему субъекту, между ними существует внутренняя связь. Соединение этих двух пластов познания происходит с помощью третьего фактора - религиозного принципа, потому что эмпирическое и рациональное познания имеют относительный характер, так как они всего лишь суть связей с объектами, которые находятся вне человека по ту сторону феноменальной отдельности. Таким образом, истина может быть достигнута в результате трех форм познания. Человек, по Соловьеву, представляет собой единство материального и идеального начал. Каждое существо есть сила, т. е. самостоятельный центр деятельности и носитель идеи какой-либо особенной стороны божественного всеединства. Отсюда, можно сделать вывод, что существо приобретает индивидуальный характер, а его деятельность имеет разумную цель. В. Соловьев предлагает и путь развития человека, путь этот заключается в проникновение и реализацию чувства совершенной любви, которая требует отречения от своего самоутверждения. Самоотречение не значит потерю индивидуальности, а лишь является призывом философа к необходимости постоянного соотношения себя с абсолютным всеединством, отказываясь от соперничества с Богом. Люди, которые сохраняют свою эгоистическую исключительность, становятся непроницаемыми по отношению друг к другу. В таких случаях жизнь приобретает ущербное материальное бытие, которое не может принести удовлетворения. Человек со всей необходимостью должен совершенствовать процесс воссоединения всех существ и Бога. Бог как абсолютная ценность присутствует во всем и, в то же время, является положительным ничто. Вера человека в Бога основана на том, что он заключает в себе сверхчеловеческое, таким образом, ему открыта область личного существования, хотя этим она и не ограничивается. Почему? Потому, отвечает В. Соловьев, что положительное ничто все же свободно от существования, хотя и существует в трех лицах. Итак, объясняя это совершенное единство, философ приходит к выводу, что каждая сторона этого единства, есть абсолютная ценность в себе и для вселенной. Для нас эти определения имеют особое значение, так как соответствуют нашим представлениям об абсолютных ценностях, таких как: Истина, Добро, Красота. У В. Соловьева - это благо, истина и красота, которые соответствуют трем ипостасям св. Троицы. Эти ценности суть проявления любви, ее различные формы. «Таким образом, «благо есть единство всего или всех, т.е. лю-


бовь как желаемое («единство существенное»). Истина есть та же любовь, т.е. единство всего, но уже как объективно представляемое: это есть единство идеальное. Наконец, красота есть та же любовь (т.е. единство всех), но как проявленная или ощутимая: это есть единство реальное» (7, 11 6).

Значительное место в философии В. Соловьева занимают вопросы эстетики, так как гармонию мира он рассматривал как основной принцип, включающий понятие о красоте. «Критерий достойного, или идеального, бытия вообще есть наибольшая самостоятельность частей при наибольшем единстве целого. Критерий эстетического достоинства есть наиболее законченное и многостороннее воплощение этого идеального момента в данном материале»(1 0, 43). Благо и истина неразрывно связаны с красотой. В. Соловьев указывал, что «для своей настоящей реализации добро и истина должны стать творческое силою в субъекте, преобразующею, а не отражающею только действительность»(1 0, 77). Творчество выстраивается по законам красоты.

Итак, рассматривая духовное, В. Соловьев определяет его как высшее над природным. « «Плоть» есть бытие, не владеющее собою, всецело обращенное наружу... расплывающееся во внешности и кончающее реальным распадением; в противоположность этому дух есть бытие по внутренним определениям, вошедшее в себя, самообладающее и действующее, наружу собственной своею силою, не переходя во внешность» (9, 1 42, Т. 1 ). В работе «Философские начала цельного знания» он дает следующее определение: «Дух есть сущее как субъект воли и носитель блага». (9, 252, Т. 2).

Это дает нам понять, как В. Соловьев рассматривает содержание духовности и механизм ее развития. Человек способен и должен управлять самим собой, жизнью, которая должна быть направлена на утверждение нравственности. Управление подразумевает нравственное совершенствование. В. Соловьев считал, что человек есть «...особая форма бесконечного содержания», и это содержание составляет его духовность (9, 282, Т. 1 ).

В персоналистской философии Н. Бердяева проблема духовности всегда была в центре. Личность человека, его душа неизменно волновали философа. «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир - микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все исторические эпохи... он являет собой некоторый великий мир, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но, по мере расширения и просветления его сознания, внутренне раскрывается» (2, 1 9). Философия Н. Бердяева антропоцен-трична: проблемы духовности, свободы и творчества, судьбы, смысла жизни и смерти всегда были в центре его размышлений. Он считал, что «завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни», и сам дух раскрывается прежде всего в субъекте (3,321 ) Он укоренен в телесном и душевном состояниях человеческого бытия. Дух - начало свободное, активное, творческое. Понимание сущности человека возможно лишь через осознания его отношения к Богу. По Бердяеву, «вера в человека есть одно из выражений веры в Бога и божественное. Всякая вера: вера в истину, в смысл, в ценность, в высоту есть лишь вера в Бо-




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3]

© ЗАО "ЛэндМэн"