| ||||
|
Главная страница » Энциклопедия строителя содержание: [стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] страница - 12 ной невозможности сколько-нибудь универсального решения проблемы, равно как и проблемы творчества, в целом. Однако, на этом же пути нам встречается важнейший ориентир: несмотря на сложность и непознаваемость любого творчества, создание каждого творческого произведения подчиняется определенным законам, в первую очередь, законам жанра. В действительности, авторская свобода всегда имеет свои границы: автор не может одновременно писать стихи и очерк, роман и поэму. Именно жанровые особенности каждого текста определяют, в значительной степени, и его структуру, содержание, основные формы изложения. Рассматривая текст программы с аналогичных позиций, мы можем сделать предварительный вывод, что структура и содержание тематического плана программы будет определяться изначальным выбором жанра. Вслед за высказанной нами догадкой возникает необходимость определить своеобразные «жанры» тематических планов. Для этого мы воспользуемся следующими соображениями: -во-первых, жанры, в отличие от произведений литературы, как таковых, представляются достаточно стабильными исторически обусловленными формами, следовательно, определение жанров должно базироваться на анализе уже существующих культурных форм; -во-вторых, в типологии жанров, используемых для формирования программ, должен быть существенно учтен доминирующий фактор личностно-ориентированного образования культурологического типа - его связь с культурными типами личности; -в-третьих, каждый жанр должен характеризоваться некоторыми структурными особенностями, позволяющими говорить о нем как о некоторой интегральной и неповторимой целостности. Мы сознаем, что находимся лишь в самом начале длительного пути разработки адекватной типологии жанров современных программ, однако, не претендуя на полноту или завершенность классификации, мы можем предложить несколько основных «жанров». Программа и планирование в жанре «архива» в большей или меньшей степени соответствует традиционному подходу к изучению гуманитарных дисциплин. В основе программы, составленной в этом жанре, находится регулярная последовательность однотипных текстов, представляющих различные фрагменты гуманитарной реальности. По сути дела, результатом образовательной программы, построенной в жанре «архива», является более или менее высокий уровень компетентности в определенной сфере знания. Со- ответственно, продуктивными видами деятельности оказываются описания и классификации. Программа и планирование в жанре «социального проекта» предполагают совершенно иные формы активности и результаты. Здесь образование возникает как «побочный продукт» некоторой целесообразной активности, в которую вовлечены преподаватель (в качестве менеджера) и студенты (в качестве участников проекта). Именно в этом жанре наиболее эффективны программы образования управленцев, технологов, сотрудников информационных служб. Программа и планирование в жанре «экспедиция» предполагают активный обмен текстами между его участниками, а также -между субъектами образовательного пространства и субъектами культуры, в целом. В рамках жанра «экспедиции» наиболее эффективно формирование общекультурной и личностной компетенции всех участников. Программа и планирование в жанре «театр» предусматривает многостороннее развитие коммуникативной и личностной компетенции студентов, формирование интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин) в контексте культуры. Жанр «театра» наиболее важен для подготовки педагогов-практиков, организаторов детского движения и социальных работников. Программа и планирование типа «исследовательская программа» наиболее полно соответствуют традиционно понимаемому развивающему обучению, направленному на формирование обобщенных мыслительных процедур и стратегий в наиболее общей -словесной теоретической форме. Процесс строится в качестве систематического исследования, в связи с чем, данная стратегия может оказаться наиболее интересной для будущих исследователей и управленцев в сфере образования. Жанр «конференции» предполагает особый акцент на ситуациях межличностного взаимодействия на разных уровнях и в разных аспектах. В рамках этой стратегии, каждый участник получает определенный опыт самостоятельного моделирования и участия в разноуровневом профессиональном диалоге, вследствие чего обозначенная стратегия может эффективно использоваться в качестве дополнительной в процессе подготовки менеджеров и исследователей. Наконец, программа и планирование типа «информационное пространство» может быть эффективно реализована только в условиях наличия достаточного доступа к мировым информационным ресурсам и сетям. По сути дела, здесь предполагается становление реального субъекта современной мультимедийной информационной среды, причем процессы самоопределения, овладения основными средствами и способами обмена информацией и профессиональной деятельности выступают здесь в качестве доминирующих. Именно в контексте этой стратегии возможно формирование специалиста высшего класса в любой из современных областей гуманитарного знания. В заключении параграфа отметим, что решение большинства проблем описания и формулировки «жанровых особенностей» программ - дело будущих исследований. 5. Заключение. Подводя итоги всему изложенному выше, необходимо отметить основные проблемы и направления исследований, которые возникли в связи с предпринятым изложением. Во-первых, в общетеоретическом и концептуальном плане предстоит серьезнейшая работа по уточнению смысла и содержания самой категории личностно-ориентированного образования в условиях российского постиндустриального общества. Эта работа тем более необходима, поскольку в последние десятилетие стало постепенно углубляться понимание, что различия в культурах делают все процессы в разных историко-культурных контекстах плохо сопоставимыми. В частности, успехи в СССР заимствованного в середине 60-х годов на Западе дидактического программирования объяснялись достаточно большой степенью общности научно-технических культур, существовавших в тот период в Европе, США и СССР. Однако, по мере перехода к современной ситуации, когда роль научно-технических культур оказывается реально меньше роли гуманитарных сфер знания, значимость межкультурных различий возрастает. Поэтому, у нас нет оснований утверждать, что личностно-ориентированный подход в образовании в той форме, в какой он присутствовал в рассуждениях А.Маслоу или К.Роджерса, может быть впрямую перенесен на российскую почву. Во-вторых, предстоит совершить весьма существенную переоценку ценностей в сфере интеграции современной педагогики с другими областями знания. В первую очередь, речь идет о выявлении и конструировании интегративных связей с такими отраслями современного гуманитарного знания, как семиотика, теория и история культуры, лингвистика, этнопсихология и др. Смысл современного этапа развития гуманитарного знания состоит именно в том, что эти вопросы перемещаются в самый центр важнейших и акту- содержание: [стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] |
|||
© ЗАО "ЛэндМэн" |