Как обустроить мансарду?



Как создать искусственный водоем?



Как наладить теплоизоляцию?



Как сделать стяжку пола?



Как выбрать теплый пол?



Зачем нужны фасадные системы?



Что может получиться из балкона?


Главная страница » Энциклопедия строителя

содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13]

страница - 2

варя» (М. Изд-во «Советская энциклопедия». 1983г.). При этом, однако, мы попытаемся не только дать краткие пояснения каждому из терминов, но и выявить наиболее значимые проблемы и недостатки в традиционном способе концептуализации программного содержания с их помощью.

1.Противоречие - «взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явления, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и - взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития...». Уже по самому определению ясно, что противоречие и противоречивость как определенное качество не может являться единственной характеристикой. Более полное и адекватное представление возникает при условии, если мы выделяем в качестве базисной категории - не противоречие, но - отношение, которое может приобретать различные значения: тождественности, соответствия, последования или противоречия.

2.Проблема - «объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес». Нам представляется несколько упрощенной трактовка проблемы исключительно в контексте процесса познания (теоретический интерес) или же процесса предметно-практической деятельности (практический интерес). Такая постановка оказывается неприменимой именно в отношении процессов личностного и профессионального развития, поскольку здесь проблемы носят в большей степени личностный или коммуникативный характер. В этой связи, нам представляется более обоснованным делать акцент на проблеме именно как некотором значении субъект-объектного или субъект-субъектного отношения. Это позволяет рассматривать проблему не только в качестве решаемого вопроса, но также и в качестве феномена особого процесса - проблемати-зации, связанного с приданием некоторому отношению (возможно, бессознательному или просто непонятному) - определенного значения (придание статуса проблемы).

3.Затруднение в традиционном подходе, как правило, не имеет самостоятельного статуса и рассматривается, в качестве «фрагмента проблемы» либо же вообще определяется путем логического круга: «затруднение - трудно устранимая помеха» (Словарь современного русского языка. Изд-во АН СССР. 1955). Обращаясь к дидактическим аспектам этого понятия, необходимо отметить, что оно возникло и стало активно использоваться в связи с появлением психолого-педагогических теорий и систем проблемного обучения (Дж.Брунер, Л.С.Выготский, Дж.Дьюи, Ж.Пиаже,


Х.Таба и др.). В контексте этих теорий затруднение выступало в качестве первичного элемента обучающего цикла и связывалось с индивидуальным непониманием или неэффективностью действий субъекта в тех или иных ситуациях. Распространяя этот предварительный образ на систему гуманитарного образования, мы склонны интерпретировать затруднение в качестве индивидуального образа негативной ситуации, подлежащего прояснению (процесс выявления затруднений) и словесному обобщению (процесс проблематизации). В этом же контексте становится ясной и качественное различие, существующее между затруднением и проблемой: затруднение в большей степени принадлежит эмоционально-чувственной сфере и может быть только описано, в то время как проблема - принадлежит сфере рефлексивного теоретического знания, опирающегося на обобщенные словесные значения и формулировки.

4.Авторская точка зрения или (более общая категория) - мировоззрение - определяется как «система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации». Уже в рамках традиционной системы знания, мы должны различить в теоретическом плане точку зрения и мировоззрение по степени общности этих категорий, однако функционально они оказываются весьма близкими в силу того обстоятельства, что нет адекватных понятий, позволяющих интерпретировать эти концепции в терминах процессов и характеристик. На наш взгляд, важнейшей интегративной характеристикой, позволяющей представить авторскую точку зрения, является категория личностной социокультурной позиции, определяющаяся множеством значений (идентификаторов). В сфере научной культуры в качестве таких идентификаторов могут выступать позиции критика, аналитика, эксперта, интерпретатора и др., в сфере образовательной культуры - учителя, методиста, теоретика, системотехника, в сфере управленческой культуры - консультанта, организатора, менеджера.

5.Идея и подход - «форма постижения в мысли явлений объективной действительности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира». В классической философии, идея характеризуется в качестве высшей формы теоретического освоения действительности; В.И.Ленин пишет, что «Begriff (понятие в узком смысле) еще не высшее понятие, еще выше идея - единство Begriffa с реально-


стью» (ПСС, т.29, с. 151). Это соображение является ключевым: идея должна быть органично включена в контекст действительности, она менее отвлеченна, чем понятие и, соответственно, более масштабна и эмоционально значима. Таким образом, в поликультурном мире идея, в принципе, оказывается весьма сложным феноменом, находящимся в основе самых разных теоретических схем, идеологий, практик. В этой связи, мы будем говорить об идее, как о некотором фундаментальном способе восприятия реальности (способе интерпретации) реальности, служащем опорой для всех дальнейших практических действий и теоретических выводов. Например, мысль о классовой борьбе есть прямое следствие гораздо более «нейтральной» идеи о разделении общества на классы и различиях в их интересах. Другими словами, если мы принимаем это разделение и различие, мы вынуждены принять и классовую борьбу как естественное следствие нашего взгляда на мир. Если же в основе нашего рассмотрения лежит идея личности, мы должны рассматривать гораздо более широкий спектр взаимодействий и взаимоотношений, существующих между людьми: конкуренцию, любовь, дружбу, поддержку, партнерство, насилие и др. Важно понять и то обстоятельство, что идеи не могут иметь однозначной «приписки» в той или иной области знания: в некотором смысле, они - есть исходные феномены по отношению к отдельным формам знания, поскольку именно в идее определяется «то, на что мы смотрим и то, как это мы воспринимаем». Рассматривая соотношение «идеи» и «подхода», можно отметить следующее: в то время как идея определяет некоторую основную интерпретацию, подход реализует ее последовательностью определенных действий. Так, скажем, уже упомянутая идея личности может развертываться через феноменологический подход: первичным основанием бытия личности есть реальность «я в мире», которое затем становится объектом рефлексии, и обретает свою полноту и законченность в «полуденной мысли» (А.Камю). 6. Положения и принципы в педагогике- чаще всего интерпретируются как «исходные положения, на которые надо опираться в какой-либо деятельности» [4, С. 226] или же «нормы дидактического поведения, соблюдение которых позволяет учителю ознакомить учащихся с основами систематических знаний о мире.» [5, С. 149] или же «основные содержательно-организационно-методические указания для процесса учения, вытекающие из его целей и закономерностей...» [17, S. 251]. В действительности, несмотря на кажущуюся ясность в определении принципов, существуют две существенные проблемы, позволяющие утверждать, что категория принципа не столь ясна, как это может показаться.




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13]

© ЗАО "ЛэндМэн"