Как обустроить мансарду?



Как создать искусственный водоем?



Как наладить теплоизоляцию?



Как сделать стяжку пола?



Как выбрать теплый пол?



Зачем нужны фасадные системы?



Что может получиться из балкона?


Главная страница » Энциклопедия строителя

содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13]

страница - 4

10.Организация образовательного процесса. Помимо уже упомянутой сложности, определенной в предыдущем пункте, необходимо отметить и то, что в организации образовательного процесса, как таковой, должны присутствовать различные формы взаимодействия. Соответственно, планирование взаимодействия возможно только в контексте отбора необходимых средств и их содержательное обоснование, но не как основание для пошагового контроля за всеми действиями преподавателя или студентов. Более того, можно сказать, что проблема категорий и формы планирования, в частности, перестает быть в парадигме личностно-ориентированного образования частным техническим вопросом, но становится реальным фактом организации и управления весьма сложным ценностно-окрашенным взаимодействием.

11.Новизна и актуальность авторского курса. Категории новизны и актуальности довольно широко укоренились в программно-методической литературе в последние десятилетия в связи с практикой подготовки диссертационных исследований. Тем не менее, в контексте современной парадигмы гуманитарного образования личностно-ориентированного типа они также должны быть существенным образом переосмыслены. Говоря о новизне, речь, как правило, заходит о наличии в программе некоторого содержания, соответствующего научно-теоретическим и методическим разработкам последних лет. Несомненно, что программа, опирающаяся на результаты современных исследований, оказывается более «новой» нежели та, которая использует методологический аппарат и фактическую базу 30-летней давности. Однако, подобная новизна носит вполне определенный относительный характер: эта же программа, будучи «новой» сегодня оказывается через некоторое время «устаревшей». Этот процесс был значимым и 1 0 - 20 лет назад, но скорость обновления и реконструкции знания в ту эпоху была существенно ниже, чем сейчас. В этой связи, для нашего времени весьма характерно, что уже в процессе своего создания программно-методическая продукция может оказаться «устаревшей». Единственной реальной альтернативой бесконечной, изнурительной и никогда не эффективной погоне за «передним краем» науки в современных условиях является изменение интерпретации категории «новизны». Речь идет не о формальной новизне знаний, полученных в изолированном процессе исследования и актуализируемых в образовательном пространстве, но о фактической новизне знаний, возникающих в процессе взаимодействия между преподавателем и студентами. Это означает и коренную перемену в отношении статуса педагога: из «транслятора знаний», которым в той или иной мере, он ос-


тается в рамках традиционного образования он превращается в «организатора процесса добывания знания». Кроме того, существенным отличием и от развивающего обучения в логике Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова является то обстоятельство, что в развивающих системах «открытие» знания - есть не более чем эмоциональный прием, позволяющий актуализировать процесс обучение. В действительности, ни учитель, ни ученики всерьез не полагают, что им удастся открыть что-либо новое на уроке. Напротив, установка преподавателя в системе гуманитарного образования личностно-ориентированного типа принципиально иная: он реально рассчитывает и добивается получения нового знания о процессах, лежащих в основе образовательного взаимодействия, поскольку все представления «классической педагогики и психологии» оказываются во многом неэффективными. Соответственно, и актуальность не может рассматриваться в нашей системе как первоочередное свидетельство некоторой «значимости» и «действенности» изучаемого. В связи с перенесением центра тяжести с «транслирующей» функции образования - на инновационную опережающую, речь идет об актуальности как некоторой обобщенной характеристики вовлеченности всех субъектов образовательного пространства в процесс. Таким образом, даже наиболее значимая в научном и практическом плане проблема может оказаться в студенческой аудитории совершенно неактуальной именно в силу ее отвлеченного обобщенного характера и напротив, многие традиционные проблемы (например, соотношение насилия и свободы в воспитании) могут оказаться весьма актуальными, хотя впервые поставлены столетия назад. 12. Условия реализации программы. Категория «условий реализации программы» предстает тоже весьма неоднозначно в контексте гуманитарного образования личностно-ориентированного типа. В действительности, мы сталкиваемся с некоторой многозначностью этого понятия. Во-первых, всем понятно, что условия реализации программы предполагают, в первую очередь, необходимую материально-техническую базу, которой, как правило, большинство современных педагогических вузов, лишены. Во-вторых, условия реализации программы имеют некоторый дополнительный аспект, связанный с психологической готовностью преподавателя и студентов вступить в личностно-актуальный диалог по важнейшим проблемам становления культуры и человека в современном мире. Осмелимся предположить, что в контексте современного гуманитарного образования второй аспект условий представляется гораздо более существенным и, как это


не странно, гораздо более трудоемким и сложным для практической реализации.

В заключение параграфа отметим, что нам лишь удалось в очень общей форме проблематизировать каждую из категорий и компонентов современной системы программно-методического обеспечения курсов гуманитарных дисциплин в парадигме личност-но-ориентированного образования. Ниже мы сделаем попытку построения максимально непротиворечивой и полной системы моделирования новых образовательных программ, исходя из некоторых базисных идей и представлений современного гуманитарного знания.

3. Социокультурный контекст и базисные идеи процесса моделирования инновационных образовательных программ гуманитарного содержания.

В настоящем параграфе мы по возможности кратко определим те нормы и стратегии, которые оказываются наиболее важными для процесса разработки образовательных программ. В этом утверждении имплицитно присутствует идея, общая для большинства современных психологов, культурологов, антропологов, социологов (П.Бурдье, Л.Выготский, К.Леви-Стросс, М.Фуко и др.). Внешний (формы, способы и орудия деятельности, природная и социальная среда, организация и система власти) и внутренний (психологические особенности, идеи, традиции) контексты бытия являются существенно и неразрывно связанными компонентами единого универсума гуманитарного знания. Соответственно, реальные культурные и личностные контексты, в которых происходит разработка и апробация образовательных программ гуманитарного образования личностно-ориентированного типа являются реальным фактором, определяющим содержание и структуру последнего.

В связи с особым вниманием современной гуманитарной мысли к такому аспекту бытия культуры, как ее диалогичность и полилогичность, отметим, что разработка и апробация инновационных образовательных программ характеризуется некоторой общей логикой, в рамках которой раскрываются соотношения моно- и диалога. В частности, преподаватель, поставивший перед собой задачу разработки индивидуальной программы, прежде всего, опирается на совокупность некоторых нормативных текстов, включающих стандарты, варианты существующей программы курса и программ прошлых лет, а также - множество материалов информационно-методического характера, вплоть до его собственных воззрений и



Основные виды и функции факторинга.
содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13]

© ЗАО "ЛэндМэн"