Как обустроить мансарду?



Как создать искусственный водоем?



Как наладить теплоизоляцию?



Как сделать стяжку пола?



Как выбрать теплый пол?



Зачем нужны фасадные системы?



Что может получиться из балкона?


Главная страница » Энциклопедия строителя

содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2]

страница - 0

Применение нечёткого подхода для оценки и подбора персонала

Скороход С.В. (sss64@mail.ru) Таганрогский институт управления и экономики

Постановка задачи

Проблема оптимального подбора кадров является актуальной для любого предприятия. От её решения зависят качество и отдача каждого сотрудника и конечный успех предприятия в целом.

Характерными особенностями данной проблемы являются субъективность и неопределённость. Субъективность выражается в том, что оценку и подбор персонала производят люди со своими стереотипами, симпатиями, предпочтениями, которые иногда могут идти вразрез с целями самого предприятия. Неопределённость проявляется в неточных формулировках требований типа «уверенное владение Microsoft Word», «опытный пользователь ПК», «умение работать в команде», допускающими трактовку в очень широких пределах.

Одним из наиболее достоверных методов профессионального отбора является выполнение кандидатами специально подготовленных заданий с последующей оценкой результата группой экспертов [1,2]. Не смотря на преимущества данного метода, его недостатком является слабая формализованность процесса обработки результатов тестирования.

Задачей данной работы является разработка математической модели для сравнения кандидатов по результатам выполнения тестовых заданий с использованием теории нечётких множеств и нечёткой математики [3,4], которые позволяют формализовать присущие этому процессу свойства субъективности и неопределённости.

Целевая функция

Пусть имеется некоторый критерий, по которому производится сравнение кандидатов. Например, умение работать с текстовым процессором Microsoft Word. Естественно предположить, что каждый кандидат в некоторой степени проявляет своё соответствие этому критерию, которое будем исчислять числом на отрезке [0;1]. При этом 0 будет обозначать полное отсутствие навыков, а 1 - наличие навыков на уровне эксперта в рассматриваемой области.


Ug1( x)

■-►

00,5 0,6 0,7 0,81 Уровень

навыков

Рисунок 1. Функции принадлежности целей для непрерывного случая

Целевая функция предназначена для ранжирования уровня навыков кандидатов относительно целей отбора и позволяет выяснить предпочтительность того или иного уровня. Целевую функцию будем задавать нечётким числом (НЧ) [5] G на отрезке [0;1], которое в случае непрерывной функции принадлежности записывается так:

G = \mg (x)/x,(1)

[0;1]

а в случае дискретной имеет вид:

G = {<Mg (x)/x > x g [0;1]}.(2)

Если , это означает, что с точки зрения проводимого отбора уровень x1 предпочтительнее уровня x2.

Способы построения нечётких чисел основаны на опросе экспертов и подробно описаны в [4].

В качестве примера рассмотрим две целевые функции: G1 - «больше 0,8» и G2 -«примерно от 0,6 до 0,7». Первая из них означает, что требуется кандидат очень высокой квалификации. Однако, такие кандидаты требуют высокой зарплаты и у них практически исчерпан резерв для профессионального роста. Вторая же функция отдаёт предпочтение кандидатам достаточно высокой, но не максимальной квалификации, уровень зарплаты которых ниже и имеется резерв для самосовершенствования. Графики функций принадлежности для непрерывного случая изображены на рисунке 1, а значения для дискретного - в таблице 1.


Таблица 1

x

0

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1

pg (x)

0

0

0

0

0

0

0,1

0,6

1

1

1

pG2 (x)

0

0

0

0

0

0,2

1

1

0,3

0

0

Тестовое задание

Тестовое задание предназначено для выявления фактической квалификации кандидатов, является единым для всех и готовится заранее до момента проведения отбора. Сложность задания должна быть адекватна цели отбора и соответствовать уровню предъявляемых требований. Так, при отборе персонала высокой квалификации сложность должна быть высока. Если же нам нужен персонал средней квалификации, то вполне достаточным окажется задание средней сложности. В любом случае неудачным является чересчур простое или чересчур сложное задание, поскольку в первом случае оно не способно выявить все профессиональные качества кандидатов, а во втором - требует дополнительных навыков, не предусмотренных условиями отбора.

Для измерения сложности задания используем ту же самую базовую шкалу, что и для цели - отрезок [0;1]. Поскольку оценка сложности всегда является субъективной и неоднозначной, опишем её НЧ D вида (1) или (2). Значение jud (x) выступает как степень соответствия задания квалификации x.

Наиболее удобным для экспертов способом представления D является треугольное

НЧ [4]

D (dmin i dnorm > dmax),(3)

где dmin и dmax - нижняя и верхняя оценки соответствующей заданию квалификации, а dnorm -оценка квалификации, наиболее подходящей для данного задания.

Рассмотрим НЧ P=DrG - пересечение D и G. Его функция принадлежности вычисляется по формуле: /JdnG (x) = minpD (x), (x)) . P описывает квалификацию, которая является общей между поставленной целью отбора и предложенным тестовым заданием. Условием адекватности задания поставленной цели является совпадение величин максимумов функций принадлежности G и P:

sup min(/D (x\ pg (x)) = sup Pg (x).(4)

xe[0;1]xe[0;1]




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2]

© ЗАО "ЛэндМэн"