Как обустроить мансарду?



Как создать искусственный водоем?



Как наладить теплоизоляцию?



Как сделать стяжку пола?



Как выбрать теплый пол?



Зачем нужны фасадные системы?



Что может получиться из балкона?


Главная страница » Энциклопедия строителя

содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3]

страница - 2

При повышении доли оплаты труда и соответствующем сокращении доли валовой прибыли динамические пропорции российской экономики могут позволить ей ликвидировать чрезмерную зависимость от внешнего рынка и создать основу для ускоренного роста экономики в расчете на внутренний рынок. При этом нет необходимости снижать долю капитальных инвестиций в национальном продукте. Достаточно, чтобы более значительная часть валовой прибыли, чем сегодня, расходовалась на модернизацию и рост основного капитала.

По мнению С.М. Меньшикова, еще одним следствием доминирования олигополий в России явилась задержка общего экономического развития страны. Известно, что темп роста ВВП зависит от темпа роста его отраслевых компонентов. Поскольку в России половина капитальных инвестиций страны идет в топливно-сырьевой сектор, то и общие темпы роста ВВП определяются темпом роста этого сектора. А он на экспорт, поэтому будет тесно привязан к росту зарубежного спроса, то есть к средним темпам мировой экономики. В этом случае об ускоренных темпах роста отечественной экономики можно забыть. Они возможны только при условии быстрого роста обрабатывающей промышленности страны, темп развития которой определяется возможностями ее внутреннего рынка, рост которого может опережать средние темпы развития мировой экономики. Причем единственным средством повышения темпов роста обрабатывающей промышленности и экономики в целом является перераспределение доходов, которое без активной роли государства в нынешней ситуации представляется невозможным.

Капитал, как известно, переходит в те отрасли, где норма рентабельности выше. Его движение - при отсутствии барьеров - идет до тех пор, пока отраслевые рентабельности не выравниваются. Выравнивания не происходит, когда этому препятствуют экономические или природные барьеры. В случае с нефтью и цветными металлами в России существуют оба барьера. Месторождения нефти захвачены узкой группой концернов, которые пользуются их природной и географической ограниченностью, чтобы закрыть доступ туда новым конкурентам [16].

К примеру, по данным Госкомстата (см. табл. 4), в 2002-2003 годах средняя рентабельность продукции в промышленности в целом составляла около 14%. В большинстве отраслей она была существенно ниже, в некоторых колебалась приблизительно на среднем уровне, и только в трех отраслях - нефтедобыче, газовой и цветной металлургии намного превышала среднюю (соответственно 21%, 34% и 32%).


Таблица 4

Рентабельность продукции в отраслях промышленности, 2002-2003 гг.

(прибыль, в % к стоимости продукции)

2002 г.

2003 г.

Промышленность в целом

14,4

13,5

нефтедобывающая

20,6

20,7

газовая

47

20,5

черная металлургия

16,5

21,8

цветная металлургия

29,8

33,8

электроэнергетика

11,3

10,1

машиностроение и металлообработка

11,3

8,7

химия и нефтехимия

8,8

9,0

лесная и бумажная

9,2

7,0

стройматериалов

9,0

9,5

легкая

2,1

1,7

пищевая

10,6

8,5

Источник: Российский статистический ежегодник, 2004.

Куда же компании рентных отраслей расходуют свою прибыль? Чтобы разобраться в этом, необходимо проанализировать финансовые отчеты нескольких наших ведущих нефтяных компаний за последние годы.

В финансовых отчетах нефтяных компаний Сибнефти и ТНК-БП - поражает прежде всего крайне низкая доля налога с прибыли: 9-12% у первой и 4-7% у второй. Как это возможно при официальной ставке в 24% - не совсем понятно. ТНК-БП в 2003 г. потратила 476 млн. или 17% своей прибыли на капитальные вложения. Сибнефть в свою очередь 385 млн. долл. или 17%. Остальное расходовалось на так называемые финансовые инвестиции, то есть помещение средств в ценные бумаги. Причем на биржевые операции (покупку ценных бумаг с целью перепродажи) тратилось в два-три раза больше, чем на вложения в новое оборудование. Необходимо заметить, что компаниям, которые играют ключевую роль в энергетике отрасли, не следует разрешать играть на биржах вообще. Чем это может кончится, наглядно показали банкротства крупнейших энергетических компаний в США.

В Сибнефти доля чистой прибыли, направленной на выплату дивидендов, составила - 65% в 2001 г., 95% - в 2002 г., 59% - в 2003 г. Подобные цифры вводят в недоумение. В то же время на геологическую разведку компании тратят очень мало. Так ТНК в 2003 г. потратила 70 млн. долл. или 2,5% от чистой прибыли, Сибнефть еще меньше 54 млн. долл.


или 2,4% . На геологическую разведку расходуется вдесятеро меньше средств, чем на административные нужды [17].

Подобную ситуацию можно наблюдать и в ОАО «Лукойл». В 2003 г. затраты на геологическую разведку составили 136 млн. долл. или 3,7%. В то же время затраты на административные расходы составили 1800 млн. долл. т.е. в 13 раз больше, чем вложения в разведку новых месторождений.

Следовательно, техническая вооруженность наших сырьевых компаний не становится лучше, и в строй не вступают новые месторождения, поскольку на их разведку деньги не выделяются. Напротив, огромные денежные средства отвлекаются из производственного цикла и направляются в финансовые вложения. Таким образом, главное для собственников компаний становится повышение их рыночной капитализации и подготовка к выгодной продаже иностранным корпорациям.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что изъятие у нефтяных компаний дополнительной части минеральной ренты может способствовать резкому сокращению их финансовых инвестиций и биржевой деятельности, что не повлияет негативно на их производственные возможности. Зато освободятся средства для дополнительных вложений в новую технику и разведку новых месторождений. Учитывая огромные масштабы российского экспорта сырья, согласованная экспортная политика позволила бы сформировать потенциальный инвестиционный ресурс и позволила бы значительно пополнить бюджет РФ [18].

Вышеприведенные факты подтверждают необходимость одновременного проведения радикальной экономической реформы и крупномасштабной реконструкции народного хозяйства. Содержание первой проблемы - организация системы эффективной конкуренции; содержание второй - создание механизмов структурных преобразований, направленных на свертывание устаревших производств, поддержку становления и развития новых технологических укладов. Для этого нужно создать мощные макроэкономические рычаги для перемещения прибыли из топливно-энергетического комплекса и сырьевых производств в отрасли обрабатывающей промышленности. Сделать это без сильного и развитого государственного сектора просто невозможно. Государство должно всячески способствовать тому, чтобы рынок чересчур узкий и плохо развитый при олигархическом капитализме - вырос в канал перелива капитала в отрасли, где его хронически не хватает. Главным рычагом может стать принципиально иная налоговая политика по сравнению с действующей: отмена почти всех существующих налогов, кроме ренты. В топливно-энергетических отраслях в данном случае будет сосредоточена




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3]

© ЗАО "ЛэндМэн"