Как обустроить мансарду?



Как создать искусственный водоем?



Как наладить теплоизоляцию?



Как сделать стяжку пола?



Как выбрать теплый пол?



Зачем нужны фасадные системы?



Что может получиться из балкона?


Главная страница » Энциклопедия строителя

содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19]

страница - 12

формой поведения в последующих 10 опытах. Увеличение времени опыта до 60 мин на протяжении 10 опытов не вызвало исследовательское поведение, как это было у рыб. Черепахи не проявляли никаких попыток посетить и исследовать среду лабиринта.

Неспособность черепах обучаться в многоальтернативном лабиринте в условиях свободного выбора побудила нас протестировать интеллектуальные возможности черепах в более простой познавательной ситуации. Задача и лабиринт были упрощены (рис. 15). В качестве новой задачи была использована простая ситуация на чередование, связанная с изменением место получения пищи в лабиринте. Если после взятия пищи при нажатии рычага черепаха возвращалась к той же самой, не дойдя до второй кормушки на противоположной стороне, мы рассматривали эти действия как ошибку.

Рис. 15. Схема лабиринтной среды для черепах.

A1 и A2 - рычаги, при нажатии на которые животное получало подкрепление; сплошной линией показан прямой маршрут, пунктирной - обходной вариант, синим цветом показаны перегородки, с помощью которых перекрывали возможность черепахи выполнять минимизированную траекторию.

width=252

A2

В целях сравнения мы должны обратить внимание здесь на то, что 52.7 % грызунов (мыши и крысы), решавших идентичную с черепахами задачу, завершали процесс в пределах одного опыта, к концу которого наблюдался 95% уровень правильного ответа. Оставшаяся часть грызунов решали задачу к концу второго опыта. Мышам потребовалось М ± SEM = 17.8 ± 0.8 проб и М ± SEM = 21.4 ± 1.1 проб крысах [Никольская, Сагимбаева, 1986]. Несмотря на существование прямого пути между кормушками в лабиринте, использование его в качестве минимизированного двигательного решения (самый короткий маршрут между кормушками) происходило у грызунов только после детального обследования всего лабиринта. Прямой проход между кормушками не всегда был предпочтительным двигательным решением, поскольку оно выполнялось эпизодически в пределах опыта, в серии из 3-4 последовательных проходов. После 5 - 8 опытов все грызуны переключались на инстинктивную поведенческую тактику - тигмотаксис, они пробегали вдоль стен лабиринта до следующей кормушки, чередуя стороны лабиринта.

В отличие от грызунов, черепахи использовали самый короткий маршрут между кормушками с первой пробы. Они не проявляли никаких признаков тревожности в незнакомой среде. Характер осуществления решения задачи с первой пробы в первом опыте указывает, с нашей точки зрения, на то, что черепахи не решали проблему, а руководствовались инстинктивной программой, поскольку 100% безошибочный переход они совершали «с места» без каких-либо попыток выяснить условие задачи. Дополнительная модификация задачи подтвердила это предположение. Мы изменили условие задачи таким образом, что теперь подкрепление можно было получить только при выполнении обходного маршрута между двумя кормушками (рис. 15). И рыба и грызуны достаточно быстро переключились на обходной маршрут после М ± SEM = 25.3 ± 0. 7 и 15.7 ± 0. 6 проб соответственно [Никольская, Сагимбаева, 1986; Никольская, 1992]. Черепахи даже не пытались решать проблему в новых условиях. Они упорно продолжали плавание по прямой дорожке между кормушками, не


получая никакого подкрепление в течение 3 последующих опытов (36.6 ± 6.8 проб), после чего у всех черепах развилась полная двигательная заторможенность: в течение всего времени опыта они неподвижно зависали на одном месте. Достаточно было экспериментатору, находящегося на противоположной стороне лабиринта, но в зоне видимости животного, непроизвольно совершить небольшое движение, как черепаха мгновенно на большой скорости устремлялось по прямому пути к рычагу в надежде получить подкрепление. В связи с этим мы блокировали перегородками прямой проход и стали обучать черепах использовать обходной маршрут, подталкивая их вручную, так как самопроизвольно они не делали никаких попыток перейти на другую сторону лабиринта. Только 54 % черепах овладели этим маршрутом после 83.6 ± 11.3 проб в течение 5 опытов. После того как новый навык был сформирован и закреплен (234.5 ± 28.7 проб), мы повторно открыли прямой проход между кормушками. Черепахи сразу же возвратились к использованию этой короткой дорожки, как они это сделали ранее, игнорируя недавно сформированный и закрепленный обходной маршрут. Несмотря на неподкрепление этих действий, ни одна из обученных черепах не попыталась на протяжении 10 опытов вернуться к обходному варианту, позволявшего животному получить подкрепление.

Хотелось бы указать на два интересных наблюдения, сделанные во время обучения черепах. Во-первых, несмотря на отрицательные результаты за долгий период обучения, черепахи, в отличие от рыб и наземных млекопитающих, не проявляли никаких признаков психо-эмоционального стресса. Во вторых, на завершающем этапе эксперимента обнаружились четкие признаки диссоциации между "умственной" активностью и моторной поведенческой программой. При очередном выполнении перехода между рычагами мы наблюдали одну и ту же картину: после выхода из пищевой зоны в лабиринтное пространство черепаха ударялась головой о стенку препятствия, поскольку голова ее была повернута в сторону обходного пути, в то время как ноги "несли" животное по прямой дорожке. Отсутствие подкрепления и, возможно болевые ощущения, которые могла испытывать черепаха при ударе о металлическую сетку препятствия, заканчивались полной поведенческой депрессией после 3 - 5 опытов. Этот факт свидетельствуют о том, что след о предшествующем обучении (обходной маршрут) имелся в памяти животного, однако «вес» инстинктивной программы, по-видимому, перевешивал в борьбе за захват конечного пути.

Таким образом, несмотря на различную степень сложности познавательных задач, которые мы использовали в нашей работе, черепахи во всех случаях демонстрировали довольно примитивное и жесткое поведение, оказавшись в условиях свободных выбора. В то же самое время во многих сравнительных работах было продемонстрировано, что при использовании методики жесткого обусловливания черепахи могли формировать сложную цепь рефлексов, состоящую из трех простых действий, быстрее чем рыбы [Воронин, 1957, 1970a, 1989]. Характер поведения черепах в проблемной ситуации позволяет предлагать, что мы имели дело в некотором смысле со "спинальным животным" в ситуациях, требовавших вовлечения познавательных процессов.

Дельфины:

Исследования на самцах дельфинов 3 - 5-летнего возраста, хорошо адаптированных к неволе, были проведены на Севастопольской Морской Станции. До наших экспериментов, дельфины были обучены проходить через калитку и нажимать на рычаг или резиновый цилиндр, чтобы получать пищу. После этого дельфины были транспортированы на Крымскую Биологическую Станцию, где были выполнены основные эксперименты. Выбор поведенческой модели для исследования интеллектуальных способностей дельфина основывался на экспериментальных данных, накопленных Ворониным с соавт. на протяжении многих лет


работы с морскими млекопитающими. Изучая литературу по поведению дельфинов, Воронин пришел к выводу, что популярная идея относительно экстраординарных интеллектуальных способностей этих животных, которые могли бы быть сопоставимы с приматами или даже людьми, базировалась на изучении дельфинов в довольно простых экспериментальных ситуациях, не требовавших высокого уровня познавательных способностей [Воронин, 1970b]. Легкость, с которой дельфины приспосабливались к неволе, так же как и быстрое приобретение навыков, не типичных для дельфинов в естественной среде обитания, способствовали возникновению идеи относительно исключительного интеллекта у дельфинов. Однако детальные изучение, выполненное под руководством Воронина, показало, что дельфины испытывают серьезные трудности в проблемных ситуациях, склонны к автоматизации сформированных навыков и обнаруживают недостаток в поведенческой пластичности при формировании переделки или других модификаций навыка [Воронин, 1970b; Протасов, 1983; Nikolskaya, Petrov, 1992].

width=599

Рис. 16. Схемы экспериментальных сред, используемых для изучения познавательное деятельности дельфинов.

A. Эксперимент 1.Среда состояла из двух отсеков: 1 и 2 (5 x 5 x 5 м. каждый) и лабиринта (10 x 10 x 5 m);. G1 и G2 - калитки, закрывающие проходы, которые дельфин должен был открыть, нажимая на рычаги (L1, L2). Резиновые цилиндры (C1-3; 10 x 20 см) были расположены под водой. B. Эксперимент 2: среда состояла из стартового отсека 1 и открытого пространства, соединенного калиткой (синяя линия). Животные могли выйти в открытое море, нажимая на рычаг L. S1-3 - целевые объекты (металлические предметы или цилиндры), расположенные под водой. Траектория движений животного обозначена пунктирной линией. Г - гидрофон.

В настоящем исследовании мы видоизменили нашу основную экспериментальную среду, которая представляла собой лабиринт, построенный в морской акватории с использованием рыболовных сетей, и немного упростили задачу, поскольку она имела только одно правильное решение. Дельфинов тестировали в двух экспериментальных ситуациях (рис. 16), где они должны были сформировать пищедобывательное поведение, подчиняющееся сходному правилу. Последовательность требуемых действий в эксперименте 1 была следующей: 1 -открыв проход G1 в отсек 2 нажатием на рычаг L1, дельфин должен был покинуть начальный/пищевой отсек, где он получал подкрепление в конце испытания; перейти в отсек 2, нажав на рычаг L2, открыть калитку G2 и войти в лабиринтное пространство и найти объект С1; нажать на него и возвратиться в начальный отсек 1 для получения подкрепления (две рыбы). В эксперименте 2 дельфин должен был открыть калитку, нажав на рычаг L, и выйти в открытое пространство, найти целевой объект, нажать на него и вернуться в стартовый отсек для




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19]

© ЗАО "ЛэндМэн"