Как обустроить мансарду?



Как создать искусственный водоем?



Как наладить теплоизоляцию?



Как сделать стяжку пола?



Как выбрать теплый пол?



Зачем нужны фасадные системы?



Что может получиться из балкона?


Главная страница » Энциклопедия строителя

содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31]

страница - 11

ным наблюдением архитекторов, конструкторов, физиков, химиков, врачей-гигиенистов.

В 1972 г. в поселке Амдерма для арктической научной станции по проекту ЛенЗНИИЭПа осуществлено строительство двухэтажного лабораторно-жилого дома со стальным несущим каркасом и навесными панелями из алюминия и пластмасс.

В настоящее время вопросами проектирования и изготовления строительных конструкций из пластических масс и других эффективных материалов занимаются крупные научно-исследовательские институты нашей страны. От лабораторных экспериментов, от первых опытов по строительству домов иЗ пластмасс путь развития лежит к массовому выпуску материалов широкой номенклатуры и изделий из них на крупных специализированных предприятиях.

Пластмассы в архитектуре будущего

Известный японский архитектор К. Ганге писал: «Только тот, кто обрел способность перспективного мировосприятия, понимает, что традиции существуют».

Многотысячелетняя привычка видеть архитектуру тяжелой и неподвижной слишком прочно укоренилась в сознании людей. И тем не менее рациональная тенденция облегчения массы так или иначе, несмотря на все случаи возврата, к прошлому, всегда сопутствовала развитию зодчества. Например, площадь стен и пилонов в соборе св. Петра в Риме занимает 26% площади плана, в соборе св. Петра в Лондоне —17%), в парижском Пантеоне — 15%. Толщина древних сводов составляла 1/12—1/15 пролета, в ку-■ поле римского Пантеона —1/20, в кирпичных куполах XIX е.— 1/25—1/50, в современных гладких железобетонных куполах—? 1/650—1/750, в геодезических куполах —1/1000—1/1200. Это( свидетельствует о том, что постоянная забота архитектора как в* прошлом, так и в настоящем — стремление организовать прост-: ранство соответственно поставленной функциональной задаче, ис- пользуя для этого по возможности наименьшее количество мате-j риала.

Эта тенденция не может прерваться — факторы экономические, ■ конструктивные, эстетические обеспечивают ее прогрессирующее^ развитие и в будущем. Почти все теоретики архитектуры и футу- рологи предвещают бурный расцвет легкой архитектуры уже в еле- дующем столетии. И почти все теоретики связывают будущее; архитектуры с пластмассами. Но для этого самим пластмассам не--, обходимо пройти определенный круг развития на пути к совер-^

шенству. Одна из отрицательных характеристик полимерных строительных материалов — слабая огнестойкость, как уже говорилось, постепенно преодолевается благодаря широкому размаху исследовательских работ в этой области. Даже современная практика строительства с широким использованием пластмасс свидетельствует, что их слабая огнестойкость не является фатальней. Так, в нашей стране создан огнестойкий стеклопластик АОСМ, в Англии широко используются огнестойкие стеклопластики «Анилюкс» «Ва-рерайт», в США выпускается полимерный материал «Плутон», выдерживающий высокие температуры, С решением проблемы огнестойкости отпадут многочисленные ограничения, до сих пор препятствующие более широкому использованию пластмасс в строительстве.

Другая отрицательная черта пластмасс—токсичность, так же как и слабая огнестойкость, не является неизбежным спутником полимеров. О принципиальной возможности создания безвредных пластмасс свидетельствует чрезвычайно широкое применение полимерных материалов в пищевой промышленности и медицине. Многие гигиенические недостатки пластмасс обусловлены отсутствием чистого сырья, несовершенством технологии получения и переработки материалов. Прогресс в этой области служит гарантией того, что в будущем строительство будет использовать совершенно безвредные пластмассы.

Безусловно, улучшаются конструкционные качества полимерных материалов. Ползучесть, старение, невысокий модуль упругости — серьезные недостатки пластмасс как конструкционного материала. Но уже сейчас наметились две тенденции, открывающие в перспективе пластмассам путь к ответственным конструкциям. Это, во-первых, использование пластмасс для модификации и «облагораживания» традиционных материалов (антикоррозионные и защитные покрытия металлических конструкций, пропитка древесины и др.), во-вторых, улучшение качеств самих пластмасс путем поиска и внедрения новых полимеров и композиций, эффективных добавок — антистарителей, новых видов армирования и пр.

Принципиальная возможность создания прочных и сверхпрочных пластмасс уже доказана практически в уникальных технических объектах: в особо напряженных узлах, где не выдерживает никакой другой материал, используют пластмассы. Нужно сказать, что освоение массового производства прочных, стойких конструкционных пластмасс (и материалов, «облагороженных» пластмассами) будет иметь далеко идущие последствия. Это не только ажурная легкая архитектура, о которой мечтали многие архитекторы, это и возможность совершенно нового формообразования, ис-


width=364width=365

Проект многоэтажной застройки из пластмассовых блоков со светопрозрачными стенами, Цюрих, Э. Мюлестайн, 1963 г.

пользующего, к примеру, принципы биологических и кристаллотек-тонических структур. Но здесь мы уже вступаем в область труднопредвидимого будущего, ибо никакой прогноз не может предугадать развитие конкретных архитектурных форм. До сих пор зодчество всегда оказывалось иным, чем его предсказывали. Тем не менее число футурологических разработок растет неуклонно, и это не праздное развлечение досужих утопистов, и даже не по-; пытки «угадать» будущее. Главная цель современной футурологии— понять предметно-архитектурную среду в ее развитии, в постоянном движении прошлого, настоящего и будущего. Ибо ис-; тория — это не только процесс изменения, но, прежде всего, npo-j цесс накопления и отбора лучшего, неизменно действенного.; И поэтому полностью проследить закономерности перспективного развития какого-либо одного элемента сложного комплекса связей, например строительных материалов, невозможно без анализа всех остальных формирующих среду элементов. Но если конкретные формы будущей материальной среды недоступны нашему познанию, то некоторые общие тенденции развития мы можем уже сейчас назвать.

width=369

зер°ма" "руур"°° городского образования из пластмассовых скорлуп. П. Хау-


6

width=794

Проект многоэтажного здания с подвесными пластмассовыми ячейками. А. Брегадэе!

(дипломный проект, МАРЖИ), 1974 г.

Одна из таких тенденций возможна на основе создания искус-* ственной среды, использующей законы биологического мира, основе гибких управляемых структур, изменяющих цвет, форму, положение в пространстве, способных расти и саморегулировать ся, структур, которые будут обладать постоянно положительны» эстетическим потенциалом. Такой видится футурологам грядущая архитектура.

Достичь такого уровня развития архитектура сможет, только используя высшие достижения науки и техники и не в последнюк очередь достижения в области строительных материалов. И вс

П

здесь пластмассы и другие эффективные материалы окажутся теми материальными средствами, без которых невозможно становление на новой основе целостности архитектуры. Материалы, принципиально единые для всей архитектурно-дизайнерской среды, материалы с бесконечно разнообразными, но управляемыми свойствами, материалы дешевые, легкие, гигиеничные — таковы должны быть будущие пластмассы и их модификации.

И именно пластмассы так или иначе называются в качестве ведущего материала во всех без исключения футурологических проектах. Наиболее радикален в отношении архитектуры пласт-




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31]

© ЗАО "ЛэндМэн"