Как обустроить мансарду?



Как создать искусственный водоем?



Как наладить теплоизоляцию?



Как сделать стяжку пола?



Как выбрать теплый пол?



Зачем нужны фасадные системы?



Что может получиться из балкона?


Главная страница » Энциклопедия строителя

содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31]

страница - 8

материалбм века и используют почти везде — от микроэлементов до архитектурных сооружений. Новые материалы быстро осваиваются архитектурой, изменяя привычные формы, трансформируя привычные представления — тектонические, масштабные, конструктивные. Этот феномен ждет своего объяснения или хотя бы осмысления. Какие же общественно-идеологические причины потребовали новых форм и материалов, как шло историческое развитие новой ветви зодчества, каковы перспективы «архитектуры пластмасс»? Эти вопросы и составляют содержание данной главы.

Эстетические предпосылки внедрения пластмасс в архитектуру

Рассмотренные в предыдущей главе объективные предпосылки внедрения пластмасс в строительство (стремительный рост промышленности полимерных материалов, химизация строительства, требования научно-технического прогресса, экономические стимулы и т. д.) не могут сами привести к появлению нового качества архитектурной формы. Связь между технологией, материалом и архитектурой всегда опосредуется не только уровнем социально-экономического и научно-технического развития, но и особенностями эстетической культуры общества.

Вплоть до XIX в. архитектура была, в основном, эпическим искусством, самым наглядным и доступным способом выражавшим эстетико-мировоззренческую сущность конкретного общества. Другие виды искусства были гораздо более локальны, а главное, не имели той силы всеобщности и наглядности, той «моральной собирательной силы» (по выражению В. Гропиуса), какой обладало зодчество. Здание было символом устойчивости и духовности бытия. Поэтому монументальность была непременнейшим условием выразительности любого сооружения. Можно утверждать, что различное отношение к монументальности и ее различное выражение участвовали в качестве необходимого компонента в формировании основных стилевых признаков. Отсюда вытекала важная роль массы сооружений. Значимость этой категории определилась еще у истоков зодчества, и с тех пор вплоть до XIX в. общественное сознание не допускало возникновения физически легких, «невесомых» зданий. Легкие здания противоречили бы представлениям о монументальности мира. И даже готика не была в этом отношении исключением.

В XIX в. начался общеизвестный процесс расширения границ художественной практики. На последствия этого процесса указывал еще в 1937 г. Зигфрид Гидион: «Сейчас трудно ответить на

вопрос: что относится к области архитектуры, где она начинается и где кончается. Изоляция утеряна, архитектура вовлечена в общий поток».

Гигйнтски выросшие за столетие производительные силы, развитие науки трансформировали (и не могли не трансформировать) общественное сознание и всю систему искусств. Развитие культуры XIX—XX вв. подтверждает тезис: чем больше человек знает о мире и о себе, тем труднее ему прийти к эпическому осмыслению мира. Эту мысль в свое время высказывал еще К. Маркс: «И разве не исчезают неизбежно сказания, песни и музы и тем самым и необходимые предпосылки эпической поэзии с появлением печатного станка?» [1, с. 736—737]. Применительно к архитектуре это означает добровольный (и неизбежный) отказ от былой монументальности, подчеркнутой статичности, от поиска «вечных» форм, от многого, что делало ее «каменным эпосом». «Новая монументальность,— утверждал В. Гропиус, — ...не вернется «застывшей музыкой» статических символов, а станет неотъемлемым качеством нашей целостной... жизненной среды».

Иное отношение к монументальности, повышение роли структурного начала в архитектуре, влияние развивающейся индустрии — все это привело к тому, что в эстетическом сознании общества XIX—XX вв. постепенно утверждалась необходимость новых материалов — пластичных, прочных, обладающих целым комплексом запрограммированных свойств. Работы архитекторов-новаторов, внедрявших в зодчество металл, железобетон, стекло, наглядно выражали и закрепляли новую тенденцию. Поэтому можно утверждать, что пластмассы — этот самый управляемый строительный материал — попали на эстетически подготовленную почву. И даже, более того, распространение полимеров в строительстве отражает «социальный заказ» на новую легкую, структурно-динамичную среду, ибо теперь уже все новое, что постоянно возникает в процессе развития современного зодчества, осваивается эстетическим сознанием гораздо легче и быстрее, чем в прошлом. В современном сознании просто не успевают прочно закрепляться стереотипы восприятия, как это было в прошлые эпохи, так как в связи со всевозрастающими темпами прогресса необычайно расширился круг ассоциаций. Незакрепленность системы архитектурных форм, активное влияние дизайна — все это требует соответствующих материалов. И такими материалами являются пластмассы в своем «чистом» виде или в сочетании с традиционными материалами.

Сейчас уже не является дискуссионным утверждение, что новые высокопрочные материалы- тонкостеннь!^ оболочки, складча-


тые конструкции, прозрачные пленки, химические ячеистые Структуры будут способствовать приобретению архитектурой новых пластических качеств, новых свойств «невесомости», воздушности, прозрачности.

Действительно, именно пластмассы могут обеспечить тонкость и точность архитектурных деталей, которые у древних зодчих были возможны лишь 8 дереве и камне. В этом отношении непосредственными предшественниками пластмасс были железобетон, сталь, легкие сплавы и армоцемент.

Несмотря на все свои достоинства, железобетон — это все же камень, получивший возможность работать на изгиб. Но именно эта «камневидность» бетона и железобетона послужили одной из причин того, что архитектурные произведения «отцов» зодчества XX в. О. Перре, Т. Гарнье, П. Беренса, В. Гропиуса и др. являют собой в ряде случаев скорее талантливое завершение всего предыдущего этапа развития архитектуры, чем предвосхищение будущего

Железобетон — «промежуточный» между камнем и пластмассой материал, «смягчающий» переход от эпохи природных к эпохе искусственных строительных материалов. Многие конструктивные формы, требующие максимально легких и пластичных материалов, впервые выполнены именно в железобетоне. Железобетон как бы олицетворяет грубоватое мажорное начало в архитектуре. Недостаток тонкой минорности призваны восполнить пластмассы. «Сила должна идти об руку с нежностью» (И. Жолтовский).

Пластмассы и легкие сплавы дают возможность использовать как достижения рационального метода организации архитектурной формы, так и достижения метода «образной архитектуры» с его тяготением к пластическим эффектам. К тому же пластмассы как нельзя более отвечают требованиям динамичного функционирования, лежащего в основе тенденции развития современной архитектурной формы, требованиям сближения сроков морального и физического старения объектов архитектуры, а также стремлению найти новые пластические и эстетические эквиваленты взаимоотношения между конструкцией и формой, расширить и в значительной мере изменить привычные представления об эстетических возможностях строительных конструкций и материалов.

Этапы развития «архитектуры пластмасс»

В 1961 г. на Международной строительной выставке в Лондоне на том месте, где сто лет назад был выстроен Хрустальный дворец, появился выставочный павильон из металлических труб и

пластмассовых листов. По виду павильон напоминал уменьшенную копию Хрустального дворца, но вместо чугуна была применена сталь, а вместо стекла — полиэтиленовые панели голубого цвета. Павильон интересен не своей архитектурой или конструкцией, а тем, что он как бы иллюстрировал прогресс в области строительных материалов и утверждал жизненность концепции Хрустального дворца: легкость, сборность, использование прогрессивных материалов. Так был перекинут символический мост между двумя эпохами, между «материалами века» — чугуном и стеклом, с одной стороны, сталью и пластмассами — с другой.

Но до этого пластмассы прошли столетний путь развития... Первым искусственным полимерным материалом официально считается «парксайн», изделия из которого демонстрировались в 1862 г. на Лондонской всемирной выставке. Изобретатель этого материала англичанин А. Парке. В официальном каталоге выставки о «парксайне» говорилось: «Этот материал может быть сделан твердым, как слоновая кость, прозрачным или непрозрачным, эластичным в любой степени, также водостойким; может иметь наиболее яркие расцветки, может быть использован в твердом, пластичном или жидком состоянии, может изготовляться штамповкой или прессованием как металлы, может быть отлит или использован в виде покрытий для самых разнообразных веществ, может быть распылен или нанесен таким способом, как каучук, и подвергаться атмосферному воздействию в течение многих лет, сохраняя свои свойства, ...может обеспечить наиболее совершенную имитацию черепахового панциря, дерева и дать бесконечно разнообразные эффекты».

До 1900 г. был получен еще целый ряд пластмасс — целлулоид, фенолоформальдегид, галалит. Мировое производство пластмасс в 1900 г. составило 20 тыс. т.

Характерным для этого периода являлось стремление получить высокомолекуляные вещества путем видоизменения готовых природных продуктов — целлюлозы, каучука, белка. С начала XX в. отмечается быстрое развитие искусственного получения (синтеза) полимерных высокомолекулярных веществ из низкомолекулярных. Первая синтетическая смола — локкакн — была получена в 1902 г., а с 1907 по 1914 г. в США уже осуществлялось промышленное производство синтетических смол на основе фенолоальдегидной конденсации. В 1916 г. в массовом масштабе стал выпускаться бакелит — первая пластмасса горячего формования.

С этого же времени отмечается вторая (после 1850—1870-х годов) волна массового внедрения металла в строительство, вызванная, во-первых, острым послевоенным жилищным кризисом, а


width=164width=137

«Даймекшн-хауз» — жилой дом из металла и пластмасс. сша, б. фуллер, 1927 г. Фасад и план

во-вторых, необходимостью сбыта огромного количества металла, выпущенного военной промышленностью. Характерным для этого периода является использование металла не для уникальных большепролетных конструкций, как это было в 1850—1870-х годах, а для жилищного строительства, и это, естественно, создавало потребность в эффективных утеплителях. В послевоенной Франции инженер Жак Пруве предложил сборные дома, высоко оцененные Ле Корбюзье. В Англии металлургическая фирма выдвинула план массового строительства небольших металлических домов. Этот план был осуществлен, и фабрика в Глазго начала выпускать по 60 домов в неделю. В Германии идея метал-_ лического дома практически осуществлялась путем применения в жилых домах стандартных металлических рам. Организатором этого явился в 1916—1918 гг. дюссельдорфский Ганс Шпигель.

Определенную лепту в создание идеала легкой невесомой архитектуры внесла в начале 20-х годов Деятельность группы «Стиль», возглавляемая Тео ван Дусбургом. Пропаганда локального чистого цвета, новых легких материалов определенным образом формировала новое восприятие архитектурной формы. В США работал один из первых представителей так называемого металлохимиче-ского направления в архитектуре Бакминстер Фуллер. Уже в 1927 г. он создал первую модель металлопластмассового дома «Даймекшн-хауз». Конец 20-х годов—-время зарождения современного дизайна, время расцвета эстетики техницизма, увлечения в архитектуре формами машин и механизмов. Но если многие архитекторы, вдохновляясь формами самолета, создавали массивные сооружения, то Фуллер даже материал выбирает «летающий»—^дюралюминий и пластмассу. «Даймекшн-хауз» отличался функционально продуманной организацией внутреннего пространства и предполагал изготовление индустриальным методом строго унифицированных деталей конструкций (как в ав^иэ-, судо- и автомобилестрое-$4

Нии). В ^то Же время по п^оекту архит. Мауля начинается изготовление сборных домов из стальных конструкций с пенопластовым утеплителем.

Первым примером полностью пластмассового дома стал Вини-лайт-хаус, выстроенный филиалом «Мелен» на Чикагской выставке 1933 г. Дом имел каркасно-панельную конструкцию с поливинил-хлоридными панелями размером 240X70 см, толщиной 5 см, соединенными в шпунт. Плиточные полы также были из поливинилхлорида. После того как по этим полам прошло свыше 20 млн. посетителей, домик был демонтирован и установлен на одном из предприятий фирмы, причем в 1950 г. полы еще находились в удовлетворительном состоянии. Фирма «Васко» построила в 30-х годах в Бостоне здание своей конторы размером 10X10X2,5 м. Стеновые панели имели трехслойную конструкцию из пенопласта и полиметилметакрилата. Дальнейшее развитие опытов архитектуры из стандартизованных элементов было приостановлено экономической депрессией и кризисом 30-х годов.

Полтора десятилетия использования металла в архитектуре не прошли бесследно: идея легкого сборного экономичного строительства уже внедрилась, хотя еще и недостаточно глубоко, в общественное сознание, применение пластмасс и других легких универсальных материалов становилось практическим требованием, «социальным заказом».

В немалой степени этому способствовала эстетика конструктивизма, господствовавшая в 20-х и первой половине 30-х годов. В этот период идея использования легких пластичных материалов уже практически овладела умами архитекторов.

В 1933 г. в Лондоне состоялась первая международная выставка пластмасс, которая активизировала поисковые работы в области новых материалов.

С 1935 по 1940 г. отмечается быстрый рост мирового производства полимерных материалов, причем не только количественный (около 1,5 млн. т в год), но и качественный. В 1935 г. зарегистрировано изобретение стеклопластика, в 1940 г. появились полиамидные, полиуретановые и кремнийорганические смолы.

Период между двумя мировыми войнами ■ может быть назван подготовительным в истории развития строительных пластмасс.

Период с 1945 по 1955 г. характерен острым жилищным кризисом, повышенным интересом к новым остроительным материалам и новым методам строительства. Наступило время целенаправленного внедрения в строительство пластических масс и изделий из них. Отмечается стремление перейти на максимальное заводское изготовление сборных элементов.




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31]

© ЗАО "ЛэндМэн"