| ||||
|
Главная страница » Энциклопедия строителя содержание: [стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] страница - 16 Ап-Ар Ар-деко Крайслер-билдинг, Нью-Йорк, 1930, ВанАллен Арабеска. Жан Гурмон (ум. 1551) христианских центрических храмов — Святую Софию — в Константинополе (532—537). Апартмент-хаус: американское название многоквартирного дома с общим входом и системой коммунальн 1х услуг. Аподитерий (1.02): раздевалка в римских банях. Аполлодор из Дамаска (работал ок. 98—130): римский инженер и архитектор сирийского происхождения, официальный архитектор императора Траяна, работавший по всей Римской Империи; в Риме выстроил термы Траяна и форум Траяна. Апотека (1.01): кладовая в римском доме, часто на верхнем этаже. Апофиг (1.06): небольшой выступ в верхней и нижней частях классической колонны в месте соединения ствола с капителью и базой. Апсида (абсида) (1.09): выступ здания, как правило, полукругл 1й в плане, перекрытый полукуполом или полусводом. В христианском зодчестве — алтарный выступ, ориентированный на восток. Ар-деко: сложившийся к 1925 г. в Париже стиль в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре, популярн 1й в Европе и Америке в период между двумя миров 1ми войнами; в рамках этого направления применялись способы массового производства, искусственные материалы (например, бакелита), разрабатывался изысканный сложный дизайн. Арабеска: общее название сложного тонкого орнамента, основанного на сочетании геометрических, растительных и классических мотивов. Ардуэн-Мансар Жю (1646—1708): ведущий мастер французского классицизма, работал при дворе Людовика XIV; с 1678 г. руководил перестройкой Версаля; в Париже создал ансамбль Вандомской площади (1698), Дом Инвалидов (1680—1691). Арена: изначально центральная часть римского амфитеатра, где проходили бои гладиаторов; в дальнейшем — любое открытое сооружение для публичных представлений. Ареостидь (1.05): колоннада с расстоянием между колоннами, в три с половиной раза превышающим диаметр колонны. Арка (2.12, 2.13): архитектурная криволинейная конструкция для перекрытия проемов, состоящая из уложенных дугой блоков с опорами лишь по бокам. Арка с заплечниками (2.13): тип круглой арки. Арка пятилистная (2.13): навершие окна в виде пятилистника. Аркада (1.12): ряд арок, опирающихся на колонны или пилоны, либо свободно стоящих, либо примыкающих к строению (глухая аркада). Аркатура (аркатурн 1й пояс, аркатурн 1й фриз): ряд декоративн хх арок, оформляющих фасад. Аркбутан (1.08, 1.12): открытая полуарка, передающая на контрфорс распор сводов. Арнольфо ди Камбио (ок. 1245—1302): флорентийский скульптор, мастер-каменшик; с 1296 г. участвовал в начальном этапе перестройки Дуомо (флорентийского собора). Арочная балка (2.09): деревянная стропильная ферма. Арсенал: сооружение для производства и хранения оружия. Аруп Ове (1895—1988): датский инженер и архитектор, пионер в области применения бетонных конструкций; в многочисленных сооружениях, созданных после Второй мировой войны, добился гармонии между инженерным и архитектурным решениями, например, в здании горно-металлургического факультета Бирмингемского университета. Архивольт (1.12): лепной архитрав, криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна. Арх ав: (а) в классической архитектуре нижняя из трех частей Ар-Ба Базилика Максентия (Константина), Рим, 313 г. Балдахин. Собор Святого Петра, Рим, 1633, Бернини Балкон. Монплезир Петра Великого, Петергоф (под Санкт-Петербургом), 1712 антаблемента (1.03); (б) балка, опирающаяся непосредственно на колонны или пилоны (2.16). Арчер Томас (1678—1743): единственный английский архитектор, который работал в стиле барокко, изучив этот стиль во Франции и в Италии; занимался архитектурой только в 1703—1715 гг. Асбест: изоляционный несгораемый материал, состоящий из минеральных кристаллов; ныне признан ядовитым. Ассамбляж: см. Наборный паркет. Астрагал (багет) (1.05, 3.01): архитектурный облом в виде валика с полочкой, расположенный под капителью колонны. Асулехо-азулежу: изразец, глазурованная облицовочная керамическая плитка с рисунком или деталью орнамента, получившая распространение в Иберии и Латинской Америке. Атла (1.06): греческое название скульптурной мужской фигуры (по-латыни — теламон), служащей колонной. Атрий (атриум): (а) центральный двор, основное место времяпрепровождения в римском доме (1.01); (б) двор перед раннехристианской или средневековой церковью (1.09). пик: в классической архитектуре стенка над антаблементом. пиков й ярус (2.06): часть купола. Апическая база (1.05): стандартная (по Витрувию) база классической колонны. Ауд Якобус Йоханнес Питер (1880—1963): голландский архитектор; один из создателей группы «Стиль»; отойдя от формальных догм неопластицизма, принимал участие в формировании концепции функционализма вместе с архитекторами Баухауза. Аудитория (зрительн 1й зал) (1.02): в античном и современном театре место расположения зрителей. Бабочка (2.02): тип металлического крепления. Багет: см. Астрагал. База (1.05, 1.06): опорная часть колонны, полуколонны, пилястры, пилона. Базилика: прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами опор (колонн или столбов) на несколько проходов — нефов. В античной архитектуре была административным сооружением, в архитектуре христианского Запада стала основным типом храмового зодчества. Базовая параболическая арка (2.09): опорная конструкция крыши. Балдахин (киворий): навес над алтарем — либо матерчатый, съемный, либо стационарный каменный, металлический, деревянный, опирающийся на колонны. Балка (2.09): горизонтальный деревянный брус, элемент перекрытия. Балкон: платформа с ограждением или балюстрадой, выступающая с наружной стороны здания или в интерьере (например, в зале). Балласт: смесь песка, щебня, камня. Балочная конструкция: постройка на вертикально-горизонтальн тх (столб и балка) опорах, в отличие от сводчатых (арка, свод, купол). Балочное перекр 1тие: вертикально-горизонтальная, в отличие от арочной (купольная, сводчатая), конструкция. Бало ^ настил: см. Междуэтажное перекрытие. Балюстра: боковая часть ионической капители в виде свитка. Балюстрада: ряд балясин. Балясина (2.11): фигурный столбик или колонка, поддерживающая лестничные перила или горизонтальную балку. Бани (терм 1) (1.02): публичные заведения, центр общественной жизни в Древнем Риме. Ба-Бе Барак. Крепость римских легионеров, после 12 г. до н. э. Барокко. Фасад церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Рим,1667, Борромини Баухауз. Выставочный павильон Германии, Барселона, 1929, Мис ван дер Роз Бельведер. Палаццо Гваданьи, Флоренция, 1506 Бема. Афинская агора Банкет (1.07): в военной архитектуре насыпь для стрельбы из укрытия, окопа или из-за бруствера. Баптистерий (1.08): отдельное сооружение или часть храма, где совершается обряд крещения. Бар для завтрака (1.15): в современном доме высокая стойка на кухне для приватных трапез. Барабан (2.06): конструктивный элемент цилиндрической или призматической формы, служащий основанием купола. Барак: жилое помещение для солдат со времен римлян. «Барашек» (2.01): тип фактуры обработанного строительного камня. Барбакан (1.07): предвратная или навесная башня для защиты подъемного моста, ворот замка или укрепленных городских ворот. Барельеф: тип скульптурного рельефа, фигуры которого выступают из плоскости фона менее, чем на половину своего объема. Барокко: стиль, сложившийся в конце XVI в. в эпоху позднего Ренессанса и преобладавший в европейском искусстве до середины (в некотор 1х странах почти до конца) XVIII в. Классические формы и мотивы в нем сочетались с пышным богатым декором, сложной композицией, а также искусным использованием пространства и перспективы. Бартизан (1.08): сторожевая башенка. Бастион (1.07): круглое или пятиугольное укрепление в виде выступа крепостной ограды. Баттерфилд У ь (1814—1900): архитектор, видный представитель неоготики, главным образом, храмовой, верность которого принципам готического искусства не препятствовала оригинальной трактовке формы и цвета. Баухауз: Высшая школа строительства и художественного конструирования (1919—1933), учебное заведение и архитектурно-художественное объединение в Германии, основанное архитектором Вальтером Гропиусом. Опираясь на принципы функционализма, в Баухаузе вырабатывались универсальные принципы современного формообразования в пластических искусствах. До 1925 г. существовала в Веймаре, до 1932 — в Дессау, где б тла закрыта нацистами. Башенное слуховое окно (2.14): тип окна, расположенного на крыше. Баш (1.07, 1.08): очень высокое, об гчно квадратное или круглое сооружение, предназначенное для наблюдения и защиты. Баш Мартемо: в Англии артиллерийское береговое укрепление, подобное башне, захваченной в 1794 г. на Корсике; в 1805—1812 гг. для защиты от французского вторжения на восточном и южном побережье Англии были выстроены 74 такие башни. Бегунок (2.10): рисунок паркета. Беличий с крюковидными шапками в пояс (3.07): название шафировки в геральдике. Беличий с крюковидн 1ми шапками в столб (3.07): название шафировки в геральдике. Беличий в столб (3.07): название шафировки в геральдике. Бельведер: открытая со всех сторон, крытая сверху терраса, обычно над зданием, откуда открывается вид на окрестности. Бельгийская ферма (2.09): современная треугольная ферма со шпренгелями в верхнем поясе, поддерживающая крышу. Бема: (а) возвышение для оратора в Древней Греции; (6) возвышенное место в раннехристианской церкви, предназначенное для духовенства. Береза: твердолиственное дерево, применяющееся в европейском и азиатском строительстве для изготовления мебели, фанеры и отделочных работ. Беренс Петер (1868—1940): германский архитектор и дизайнер; выйдя Лепные фасады. Классицизм http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/stati/klassicizm/. содержание: [стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] |
|||
© ЗАО "ЛэндМэн" |