| ||||
|
Главная страница » Энциклопедия строителя содержание: [стр.Введение] [стр.1] [стр.2] страница - 1 естественной реакцией на эмоционально-стрессовый удар, который получает человек. Следовательно, наблюдается та специфическая фоноэкспрессия, затухание которой происходит не сразу, а только лишь после нахождения определенных логических пояснений, которые поступают: 1).либо со стороны слушающего и воспринимающего собеседника при диалоге или полилоге; 2). либо из самооценки ситуации, в которой говорящий старается разобраться при монологе. Таким образом, создается поле эмоциональной гравитации, которое носит как бы постепенно уравновешенный характер. Этот характер полностью исчерпывает свою экспрессивность только на волне стыка с агглютинатом. Поэтому здесь можно говорить о плавном угасании одной волны - сенсативной, и ее последовательном уменьшении вплоть до перехода и слияния с агглютинатом, то есть до ее растворения в одном или ряде доводов-убеждений. Встречаемость всех трех фаз этой амплитуды неоднозначна. Проведенный анализ означает, что при обязательном наличии экспрессивной фазы, как исходного компонента действия эмоционально-психологической амплитуды, разъясняющая и завершающая фазы могут присутствовать не в полном объеме . Начальная фаза данной амплитуды, действующей в пределах эмоционального типа речевого комплекса, является ведущей, однако, как правило передается минимальным количеством слов. Две остальные: разъясняющая и завершающая обычно представлены более расширено, но тем не менее лишены усложненных синтаксических моделей (типа слодноподчиненных и сложносочиненных предложений и т.д.). В этом можно усмотреть основной закон проявления эмоциональности при построении драматургического произведения, который мы формулируем следующим образом: действие эмоционально-психологической амплитуды внутри эмоционального речевого комплекса определяется ее распадением на три фазы, первая из которых является максимально экспрессивной, но минимальной по количеству составляющих ее слов, вторая и третья фазы, приводя к затуханию экспрессии, представлены расширением количества словарных единиц, в связи с чем выход на новый речевой комплекс (нейтральный или смешанный) начинается с обычной интонационной гаммы. Мы полагаем, что существует еще один закон реализации языковых структур в драматургическом тексте, построенный на использовании неравнозначного распределения фаз внутри эмоционально-психологической амплитуды: чем ярче эмоциональная нагрузка первой фазы, тем менее психологически нагружены две другие фазы - разъясняющая и завершающая. Из него следуют два основополагающих вывода: 1.При большой эмоциональной нагрузке первой фазы имеет место обязательное наличие второй и третьей фаз эмоционально-психологической амплитуды. 2.При минимальной эмоциональной нагрузке первой фазы третья фаза может отсутствовать, сливаясь со второй фазой в единый нерасторжимый психолого-лингвистический комплекс. Итак, появление первой фазы эмоционально-психологической амплитуды как начала действия эмоционально-психологического фактора, позволяет провести структурное выделение и отделение одной сценической ситуации от другой. Завершение эмоционально-психологической амплитуды, то есть ее самовыражение в третьей заключительной фазе, указывает на окончание действия эмоционального речевого комплекса, т. е. оно определяет структурные параметры данного речевого комплекса, и указывает на переход к связанным с ним другим речевым комплексам: нейтральному, смешанному, итоговому. Таким образом, в последней фазе (даже в случае слияния, когда вторая фаза берет на себя функцию третьей) наступает то завершение действия психолого-эмоциональной амплитуды, которое совмещается с выраженностью структурной и смысловой идеи автора, то есть происходит их самопроникновение и совпадение. Оно собственно и является основным условием реализации категории тождества. Эмоционально-психологическое разделение драматургического текста не совпадает с сюжетно-структурным его разделением на мизансцены, сцены и акты. Последнее является внешним членением содержательной идеи произведения, в котором доминирует структурный фактор, а первое, напротив, является внутренним разделением текста, в котором доминирует эмоционально-психологический фактор, лежащий в основе внутреннего каркаса. Он является, с одной стороны, элементом, разделяющим внутреннюю канву сюжета, но, с другой стороны, именно он - то есть именно эмоционально-психологический фактор, является элементом, который связывает речевые комплексы внутри одного и того же смыслового отрезка. Исходное значение этого смыслового отрезка задается эмоционально-психологической амплитудой внутри эмоционального типа речевого комплекса. Таким образом, получается структурно-семантическое построение, формирующее различные речевые ситуации от минимальной до текстологической. Если в плане всего того, что было сказано нами ранее, провести анализ драматургических текстов, то совершенно отчетливо выявляются следующие положения: 1. Начало произведения - его истинная завязка происходит лишь после того, как в текст введен определенный шоковый момент. Этот момент является тем своеобразным стрессом, который, по замыслу автора, максимально нагружен в эмоциональном плане. Такая завязка может касаться появления неожиданных и неприятных для главных действующих лиц персонажей. содержание: [стр.Введение] [стр.1] [стр.2] |
|||
© ЗАО "ЛэндМэн" |