Как обустроить мансарду?



Как создать искусственный водоем?



Как наладить теплоизоляцию?



Как сделать стяжку пола?



Как выбрать теплый пол?



Зачем нужны фасадные системы?



Что может получиться из балкона?


Главная страница » Энциклопедия строителя

содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3]

страница - 0

Об истоках литературных форм взаимодействия стиха и

прозы

Шеина С.Е. (motyapups@rambler.ru )

Балашовский филиал Саратовского государственного социально-экономического университета

Вопрос о том, что первично - поэзия или проза - занимает одно из первых мест в филологических дискуссиях уже более тысячи лет. Поэтическая и прозаическая формы словесного выражения изначально не были противопоставлены друг другу и представляли собой органичное целое. Согласно теории А.Н. Веселовского, которая хотя и считается абсолютизированной и постоянно уточняется (О.М.Фрейденберг: «...данными такого псевдосинкретизма можно пользоваться при изучении позднейших стадий родового строя, но нельзя в них видеть генезиса литературы» [Фрейденберг 1997, 19]), но «в общем и целом ... и сегодня должна быть признана правильной» [Мелетинский 1986, 31], синкретизм представлял собой сочетание музыки, элементов слова, исполняемых хором, и ритмических движений. Запев солиста (корифея), носил повествовательный характер, давая начало прозаической форме художественной речи. Эмоциональные словесные отклики хора в обрядовом действии, выражающие радость, огорчение или эротическое возбуждение, постепенно типизировались, приобретая устойчивую форму двустиший либо четверостиший, и исполнялись уже вне обряда.

В согласии с теорией первобытного синкретизма А.Н. Веселовского, излагает свои взгляды на возникновение англосаксонской поэзии Эдвин Гест: «Нет никакого сомнения в том - и у нас есть факты, это подтверждающие -что англо-саксонские стихи исполнялись под арфу». Происхождение двух- и трехстопных поэтических размеров он объясняет тем, что двух и трехтактные ритмы были и остаются до сих пор наиболее распространенные в музыке


[Guest 1968, 161]. Первые лирические произведения пелись и даже плясались у всех народов: древнерусские песни исполнялись под гусли, англосаксонские - под арфу, античные стихотворные произведения, давшие название литературному роду, назывались "лирическими", по имени аккомпанирующего инструмента - лиры.

На происхождение литературной поэтической формы речи оказали влияние самые разные факторы, но главная роль, что признается всеми исследователями, принадлежит фольклорной традиции с весенними обрядовыми и любовными песнями. Во всех «архаических культурах, поэзия выполняет витальную, социальную и литургическую функции», но она «вместе с тем и в то же самое время культ, праздничное увеселение, коллективная игра» [Хейзинга 2001, 198]

Народно-обрядовые игры, из которых и произошла позднее лирическая поэзия, была составной частью ритуалов - свадебные песни, любовные, военные и знахарские заговоры, хулительные песни, поминальные плачи. Бытовые песни, которые не были так тесно связаны с временами года, как календарные, дают начало семейным и любовным песням, темы которых -любовь, разлука, свидания, измены, несчастливый брак и семейный разлад -становятся универсальными для всей последующей лирической поэзии. Не только отдельные образы и символы, но многие стилистические приемы поздней литературы - метафоры, сравнения - нередко восходят к фольклору и мифологии. Так, образы женщины, стоящей у окна или у воды, не только принадлежат мировому фольклору [Фрейденберг 1997, 199], но и наследуются почти всеми национальными лирическими традициями. Аналогично лирически отмечено время действия в фольклорной песне и древнейшей лирике. Это пограничное время суток - рассвет, сумерки - когда решается вопрос о судьбе лирического героя. И место, и время действия в фольклорной и древнейшей литературной лирике обусловлено душевным состоянием автора или героя. Значение моря в силу его архетипичности широко и полисемантично. Оно символизирует собой постоянную


изменчивость и непознаваемость мира, стихийность, угрозу, безразличие природы и часто ассоциируется с бедой, несчастьем, смертью. «Фольклорная и литературная лирические образные системы используют одинаковые сравнения и символы: путешествие по морю и связанные с ним испытания уподобляются всей человеческой жизни; дерево, растение сравнивается с героем или героиней, сокол (или ястреб) символизирует возлюбленного. Использование гипербол характерно и для фольклорной и для ранней литературной лирики» [Матюшина 1999, 14]. Параллели между природными явлениями и душевным состоянием человека весьма характерны для поэтических фольклорных текстов. Так называемый «природный зачин» наличествует и в древних лирических песнях, и в библейской «Песни песен царя Соломона», и в античных идиллиях, и в любовной поэзии трубадуров, вагантов и минеззингеров, и в более поздней литературной лирике.

Существование сходной образно-метафорической системы, композиционного построения («природные зачины»), формульных оборотов в фольклоре, а затем в первобытных литературах позволяет считать правильными те теории развития литературной лирики, в которых главная роль отводится именно фольклору.

Основное место в древних литературах занимают чисто поэтические произведения. С другой стороны, с самого начала формирования литературы возникают произведения, в которых органически сочетаются стиховое и прозаическое начала. В своем исследовании мы не будем пытаться охватить всемирный процесс формирования родов литературы, так как об этом достаточно полно написано в трудах Вильгельма Шерера, А.Н. Веселовского, академика М.Л. Гаспарова, Й. Хейзинги и многих других. Мы ограничимся рассмотрением древнеирландского эпоса, а также географически и исторически тесно связанной с ним англо-саксонской поэзии. Пример ирландской литературы позволяет выйти к общим тенденциям мировой литературы, универсальный принцип которой, по нашему мнению, заключается именно в сочетании стихотворного и прозаического начала.




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3]

© ЗАО "ЛэндМэн"