Как обустроить мансарду?



Как создать искусственный водоем?



Как наладить теплоизоляцию?



Как сделать стяжку пола?



Как выбрать теплый пол?



Зачем нужны фасадные системы?



Что может получиться из балкона?


Главная страница » Энциклопедия строителя

содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3]

страница - 1

Древние ирландские саги (от ирландского «scela» - «сказания, повести») представляют большой литературный и исторический интерес для изучения проблем соотношения и развития стиховой и прозаической речи. Древнейшие повествовательные произведения разных народов сочетают в себе поэзию и прозу: древнеиндийские Панчатантра и Махабхарата, древнекитайский и древнегреческий роман, например, «Сатирикон» Петрония Арбитра, «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея. Ирландские саги также представляют собой образец древнейшей эпической традиции, в которой прозаический текст перемежается поэтическими фрагментами. Возникнув более полутора тысячелетий тому назад, эти саги приняли известную нам литературную форму уже за тысячу лет до нашего времени. С тех пор они продолжали пересказываться и заучиваться наизусть в течение еще около восьми столетий. Считается, что большая часть древних ирландских саг могла быть записана в VII веке. С этих оригиналов приблизительно в X веке были сделаны копии, на которых и основываются дошедшие до нас рукописи.

Современные исследователи делят ирландский эпос на четыре основных тематических цикла: 1) мифологический, 2) уладский или ольстерский, 3) цикл Финна или оссианский, 4) исторический, или королевский цикл.

Хотя ирландские саги с самого начала сложились в прозе, а «вторичного происхождения» стихотворные вставки были добавлены позже ради эстетического эффекта и оживления повествования [Смирнов 1973, 547564], поэтическая часть «нередко архаичнее прозаической, которая не защищена строгими канонами метрики, рифм и ассонансов и поэтому легче подвергается процессам модернизации» [Матюшина 1999, 197]. Необходимо учитывать особенности древнейших ирландских стихов, так как наиболее ранние из дошедших до нас были сочинены нерифмованными аллитерирующими строками с нерегулярным ритмом. Приведем пример из «Хвалебной песни Колум Килле» («Amra Choluim Chille»):


Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» 4 0 5 http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2005/037.pdf Ni disceol duae Neill. Ni uchtat oenmaige m6r mairg.

M6r deilm ndiulaing ris re asneid Colum cen chill. Coi India dui do sceo Nera. In faith De de De Sion sudioth is nu ad mair. Ni marthar lend. Ni less anma ar sui ardoncondiath. Conroetur biu bath. Ardonbath bo ar n-airshend adilgen. Ardonbath ba Fiadat foi.

(Оплот Ниалла не безмолвен. Великая скорбь - не жалоба одной равнины. Великий крик, который трудно вынести, - тот сказ, когда ты говоришь, что Колум без жизни, без церкви. Как может глупец рассказать о нем, даже Нера? Пророк Господа, сидящий по правую руку Бога Сиона, теперь не живет больше. Он не прибывает с нами. Наш мудрец, спрятанный от нас, не помогает душе. Он, защищавший живых, мертв. Он ушел от нас в смерть, он, указывавший нам путь в трудное время. Он ушел от нас в смерть, он, бывший нашим посланцем к Господу) [ Матюшина 1999, 199].

Рифма и аллитерация возникли постепенно - первоначально как результат повторения слов и грамматических конструкций, которые варьировались для усиления воздействия всего стиха. В результате постоянных повторений образовался ритмико-синтаксический параллелизм, составивший позже основу стихотворной формы древнейшей лирической поэзии.

Древнейшие ирландские саги слагались филидами, которые были не только законоведами, предсказателями, государственными мужами, знатоками топографии и родословных Ирландии, но также поэтами и рассказчиками мифологических и героических повестей. Вероятнее всего, что их первыми авторами были филиды. В их среде и в той придворной обстановке, в которой они действовали, следует искать зарождение ирландских саг. [Смирнов 1973, 547-564]. Древнее ирландское стихосложение обладало чрезвычайно сложной структурой, и искусству сложения стихов обучались до двенадцати лет, в течение которых под руководством специальных наставников фактически вызубривали наизусть все элементы нормативной, единственно допущенной, поэтики: лексику, метафорику, строфику, тематику.


Появление стихотворных вставок, в которых филиды нашли применение своего искусства, как правило, знаменует моменты высшего драматического напряжения повествования. Также в стихах передается высокая пафосная речь героев. Для поэтических вставок характерны такие свойственные фольклорным текстам приемы как повторы, параллелизмы, украшающие эпитеты. Однако, фольклоризация саг могла произойти и в более позднее время, когда они стали достоянием народных сказителей. Поэтические фрагменты представлены четверостишиями, сочиненными силлабическими размерами. Строки, попарно связанные рифмой или ассонансом, состоят из семи (реже пяти или шести) слогов, цезура после третьего или четвертого слога:

Biaid tre bithu siri

cet m-bledne hi findrigi

silis lergga, lecht imchian,

dercfid roi roth imm rian.

Будет сквозь века долгие сто лет в светлом царствовании, вырежет войска, могила длительная, окрасит в красное поля, колесо вокруг следа. ("Плавание Брана". Пер. А.А. Смирнова)

Число стихотворных вставок в разных версия может отличаться, а иногда, особенно при описании пиров, вооружения героев, битв, для которых существовали традиционные формулы, переносившиеся из одной саги в другую, поэтические фрагменты совсем отсутствуют. Но с течением времени число стихотворных вставок значительно увеличилось, и в некоторых частях эпопеи "Угон быка из Куалнге" они образуют почти половину текста. Некоторые стихотворные вставки трудно отнести к лирической поэзии, другие, например в «Книге бурой коровы» («Lebor na Huidre», 1160 г.), наоборот полны лиризма.




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3]

© ЗАО "ЛэндМэн"