Как обустроить мансарду?



Как создать искусственный водоем?



Как наладить теплоизоляцию?



Как сделать стяжку пола?



Как выбрать теплый пол?



Зачем нужны фасадные системы?



Что может получиться из балкона?


Главная страница » Энциклопедия строителя

содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73]

страница - 44

обще славяне, русские для ароматизации использовали десятки разных трав, кустарников, деревьев. Что касается трав, то использовалось почти все разнотравье. Иногда полки устилались душистым сеном и покрывались простыней.

Когда же появились общественные бани? В XI веке переяславский епископ Ефрем, грек, начал вводить общественные бани в монастырях. Таким образом, народные бани на Руси начали существовать еще в первые века христианства. Основателями общественных бань на Руси были видимо печорские монахи, побывавшие на Афоне, где они познакомились с греческими общественными банями.

Кроме обычных в XVIII веке в России появились так называемые «бадерские», лечебные бани, содержателями которых были обычно иностранцы. Такую баню хотел построить при дворе лекарь Петра I, Паульсон, но не построил. Особенным успехом в Петербурге до 1760 года пользовалась «бадерская» баня Лемана. Но в 1761 году у него появился конкурент, француз Вандреда, который открыл «бадерскую» баню на Малой Морской улице в доме Квасова. В объявлении было сказано: баня открыта «для потения и разведения флюсов и других телесных припадков, по докторской рекомендации». Понятно, что в этих банях мылись в основном богатые. Вообще же такие бани в России не привились, так как, хоть они и были лечебными, но такого лечебного эффекта, как русская баня, они едва ли могли дать.

Старейшие Московские бани находились у Каменного моста и назывались поэтому «каменные» или «каменнов-ские». Они были построены из кирпича, в то время как все остальные общественные бани были деревянными. Не случайно, что они часто горели, а при пожаре 1812 года все бани Москвы выгорели.

В торговые, базарные дни, а также в большие церковные праздники общественные бани не топились.

Исстари своими банями славилась Москва. Как отмечает В.А. Гиляровский, в конце XIX века в Москве было «шестьдесят самых разнохарактерных бань», «пропускная»


способность которых была велика. В «банные» дни, по субботам и накануне больших праздников, каждая баня использовала около 3 тысяч веников, которые привозились в Москву возами из глухих деревень, особенно из-под Гжели. Служившие в банях мальчики готовили эти веники «для парки». Они же разливали по бутылкам квас, который продавался в банях. Мальчиков этих привозили в Москву из соседних областей: Ярославская давала Москве половых в трактиры, Владимирская — плотников, Калужская — булочников. Банщиков давали три губернии, но в каждой — по одному — двум уездам. Москву насыщали банщиками уезды: Зарайский-Рязанский, Тульский-Каширский и Веневс-кий. Так из поколения в поколение шли в Москву мужчины и женщины.

Самой популярной фигурой в бане был парильщик, труд которого был неимоверно труден. «С пяти часов утра до двенадцати ночи голый и босой человек, только в одном коротеньком фартучке от пупа до колена, работает беспрерывно всеми мускулами своего тела, при переменной температуре от 14 до 60 градусов по Реомюру, да еще при том все время мокрый». От хозяина парильщик денег не получал, а жил за счет подачек от мывшихся за свой каторжный труд. Иногда из полученных денег половину он отдавал хозяину.

В наших банях в XIX веке оказывалось много услуг. «В «дворянских» отделениях был кейф, отдых, стрижка, бритье, срезание мозолей, ставка банок и даже дерганье зубов, а «простонародные» бани являлись, можно безошибочно сказать, «поликлиникой», где лечились всякие болезни. Медиками были фельдшера, цирюльники, бабки-костоправки, а парильщики и там и тут заменяли массажистов еще в те времена, когда и слова этого не слыхали». Цирюльники проводили в банях кровопускания, не соблюдая никакой санитарии. «Открывание крови» было любимой операцией ключников, ломовиков, мордастых лихачей, начинавших жиреть лавочников и серого купечества». В женских банях для белизны лица заваривали в шайке траву-череду, а в «дворянских» банях женщины мыли лицо миндальными высевками.


Потом шли разные притирания, вплоть до мытья головы керосином для рощения волос.

Без бани русский не может. Казалось бы, где можно помыться в бане на фронте, а мылись, не часто, но мылись.

«Порядочная» баня обязательно имеет три отделения: парное, мыльное, и предбанник. Каждое из них важное. Парное отделение — там, где парятся. Пословица предупреждает: «В баню идти, пару не бояться». О жаркой бане говорили: «Парная баня», «Пар любит баню топить». Тем, кто боится париться, обычно говорят: «Пар костей не ломит». Рядом с парильней — мыльня. При «порядочной» бане обязательно есть предбанник, где раздеваются, отдыхают и запивают баню квасом.

Баня прочно вошла в русские поговорки, пословицы; с баней связано много шуточных советов и т. п.: «Дураки и после бани чешутся», «Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном запей квасом», «Баня — мать вторая», «Помни день субботний — иди в баню», «Баня все грехи смоет»...

С баней у русских связано много поверий. В каждой бане селится злой дух. Когда топят баню, жар его временно выживает оттуда, а после того, как кончается мытье в бане, этот дух опять возвращается туда: в истопленной бане дух живет всегда. Он не любит родильниц, которых, однако, по тесноте в избе, наши предки всегда поселяли в бане. Но их там нельзя оставлять одних.

Какое же действие оказывает русская баня на организм человека?

Мытье в бане в течение 15-30 минут приводит к увеличению количества красных кровяных шариков в крови на 10-12%, удельный вес крови повышается с 1,0538 до 1,0615, относительное содержание гемоглобина также увеличивается, почти вдвое учащается пульс, значительно учащается дыхание; сила вдоха и выдоха, а также жизненная емкость легких, температура тела повышается максимум до 39,4°.При обильном потении в бане пищеварительная сила желудочного сока и его кислотность уменьшаются, однако усвояемость азотистых частей пищи при этом улучшается. Парение веником способствует сильному оттоку крови от




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73]

© ЗАО "ЛэндМэн"